Поль Сезанн рисовал горы всю свою творческую жизнь. Особое место в его творчестве занимает пейзажи с изображением горы Святой Виктории (Sainte-Victoire) в Провансе — считается, что художник изобразил ее 87 раз.
В результате исследования открытых источников удалось найти и собрать цифровую коллекцию из 81 работы художника с горой Сент-Виктуар, включая картины, акварели и рисунки. Это завершающий пост № 7 из серии, посвященной горной тематике в творчестве Сезанна.
Собранную коллекцию в хронологическом порядке можно увидеть в этом блоге:
Пост №1 Работы 1-9
Пост №2 Работы 10-23
Пост №3 Работы 24-37
Пост №4 Работы 38-47
Пост №5 Работы 48-61
Пост №6 Работы 62-73
В последние годы жизни художник рисовал гору особенно часто. Здесь представлены его последние горные пейзажи.
Поль Сезанн в ХХ веке
Работа №74
«…Характерные мазки Сезанна не похожи на манеру наложения краски, свойственную его тогдашним собратьям. У тех они подобны запятым, шевелящимся , плавным, мягко втекающим и как бы ласкающим другу друга; у этого они резки , отрывисты, по форме приближаются к прямоугольничку, вертикальному, горизонтальному или косому штриху. Такой «мазок-насечка», чеканящий и высекающий форму , соединяющий в себе мягкость кроющей живописи с энергией рисунка , вообще будет характерной чертой фактурных приемов всех постимпрессионистов, которые предпочитали добиваться нерасторжимо плотного соединения живописного и графического ( и даже подчас скульптурного) начал: «моделировать форму цветом», «рисовать цветом» и «писать, рисуя»...»
(по материалам книги «Постимпрессионисты»)
Работа №75
«…У Сезанна эти мазки упираются друг в друга под углом, не желают круглиться, ершатся и сдвигаются , рождая ощущение взаимных давлений , столкновений, тяготений...»
(по материалам книги «Постимпрессионисты»)
«Как он этого достиг? — писал Ренуар. — Стоит Сезанну нанести несколько мазков на полотно, и оно становится прекрасным. Какое незабываемое зрелище этот Сезанн за мольбертом, острым взглядом всматривающийся в пейзаж, сосредоточенно, внимательно и вместе с тем благоговейно»
Работа №76
Работа № 77
Работа № 78
«…Эти работы явно предвещают будущие открытия французских авангардистов. Картина организуется как плоскость, все формы подчиняются ритму мазков. Фактически художник разрушает предметный мир с помощью своего мазка…»
Работа №79
Работа № 80
Эта картина — гордость Государственного Музея (ГМИИ) им. А.С.Пушкина.
Работа относится к числу последних изображений горы Сент-Виктуар, написанных со стороны городка Лов (Lauves) — местечка, где располагалась мастерская Сезанна. Картина с большой вероятностью может быть датирована январем 1906 года — годом смерти художника. Природные мотивы в пейзаже исполнены предкубистскими мазками, что придает живописной поверхности динамичной характер. Картина происходит из собрания С.И.Щукина.
Сезанн глубоко символично запечатлел свою любимую гору в сумерках.
Фрагменты картины
Главное здесь – стихия краски, которая наложена резкими, отрывистыми мазками и образует сложные цветовые сочетания. Пространство картины управляется умелой кистью художника и всё приходит в движение: то прогибаясь, то “опрокидываясь на зрителя”. Картина напоминает космический пейзаж, таящий в себе действие планетарных сил.
Посмотрите на отдельные фрагменты, чтобы лучше оценить кристаллообразные мазки художника.
Работа № 81
Здесь трудно увидеть контуры горы — остается довериться названию картины.
Как повествует лучший биограф художника Анри Перрюшо, 15 октября, после обеда, пользуясь небольшим прояснением погоды, Сезанн пешком отправился на этюды неподалеку от своей мастерской в Лове. Началась гроза. Не обращая внимания на дождь, Сезанн стал работать. Прошло несколько часов, дождь по-прежнему лил как из ведра.
В промокшей одежде, дрожа от сырости, художник решает уйти. Под тяжестью мольберта и ящика с красками он с трудом передвигает ноги. И вдруг падает без сознания. В таком состоянии его и обнаруживает возчик прачечной и привозит на улицу Булегон. А в ночь с 22 на 23 октября художник скончался от сильнейшего воспаления легких…
————————————————————————————————————————————————————
Бонус-пост:
Ренуар, Кандинский и гора Сент-Виктуар
Не только Сезанн любил рисовать гору Сент-Виктуар. Посмотрите, как ее изобразили Пьер-Огюст Ренуар и Василий Кандинский.
Как говорят, почувствуйте разницу.
Особенно оригинален Василий Кандинский — просто он так видел.
Добавить комментарий