Гору Сент-Виктуар Поль Сезанн рисовал 87 раз: 44 раза маслом и 43 раза акварелью. Здесь вы увидите 80 работ мастера с сюжетом Сент-Виктуар, включая картины маслом, акварели и рисунки.
Гора Сент-Виктуар (гора Св.Виктории, Montagne Sainte-Victoire) — рекордсмен пейзажей Сезанна. Можно сказать, что в мировой живописи это самый известный и самый дорогой во всех смыслах пейзаж. Возможно, этот сюжет заслуживает записи в рекордах Гиннеса.
Поль Сезанн как раз родился в этих местах, в городе Эксе-ан-Прованс, и потому научившись держать кисть в руках, он зарисовывал единственную достопримечательность городка – гору Сент-Виктуар. И делал это в течение 40 лет. Поэтому среди его работ можно увидеть невероятное количество изображение горы с разных точек и высот, зимой и летом, в непогоду и ясный день, на рассвете и на закате. Нет ни одной повторяющейся картины.
В поисках всех изображений горы Сент-Виктуар
Я не равнодушен к творчеству Сезанна (см. пост). Сезанн был явно не равнодушен к этой горе. В общем, мне захотелось увидеть и сравнить все версии и варианты с этим сюжетом.
Я конечно же видел некоторые «горные» работы Сезанна в музеях Москвы, Петербурга, Мюнхена, Вены, Парижа, но не подозревал, что их так много.
К сожалению, я не смог найти ни информационного ресурса, в котором содержались бы все работы Сезанна «с горой», ни даже доступного каталога всех изображений легендарной горы. В результате пришлось заняться поиском и сбором информации самому. Тут уж появился и чисто коллекционный интерес — найти все 87 работ (или сколько получится). В общем, первоначальное желание увидеть и сравнить постепенно переросло в небольшой исследовательский проект с задачей найти и разобраться.
Задача усложнялась отсутствием ее четких границ. Ориентир в 87 работ указан только на сайте Мастерской Сезанна в Экс-ан-Провансе. Другие источники в Интернете утверждает, что мастер написал «более 60 работ с изображением горы Сент-Виктуар». В общем, единого мнения нет.
Как я уже сказал, точный список работ или тематический каталог всех изображений горы также отсутствует, а значит нет и точных названий работ и их датировок. Поиск показал, что не все работы Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар имеют название с упоминанием горы. И наоборот, нашлись работы, на которых не видна гора, но которые почему-то носят название Сент-Виктуар. Кроме того, нужно было учесть, что художник рисовал гору не только маслом, но и акварелью, а также сделал многочисленные наброски карандашом и даже литографии.
Мне бы сильно помогла энциклопедическая работа Lionello Venturi, «Cezanne. Son art. Son oeuvre», I. Paris, 1936, но, к сожалению, я не смог найти этот раритетный текст в онлайне. Если у кого-то есть электронная версия — буду очень признателен.
Первоначальный список из 40-45 работ удалось достаточно быстро сформировать на базе двух авторитетных источников:
- «Tout l’oeuvre peint de Cezanne» из серии Les classiques de l’art издательства Flammarion.
- «The Paintings of Paul Cézanne». An online catalogue raisonné under the direction of Walter Feilchenfeldt, Jayne Warman and David Nash
Остальное, пришлось собирать буквально по крупицам (сайты-каталоги музеев, обзоры выставок, статьи искусствоведов, отчеты аукционов, блоги, книги, собственные фото-архивы и т.д.).
В результате мне удалось найти 80 работ Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар (или с названием Сент-Виктуар), пока мои силы не иссякли.
Это пост подводит итог проделанной работы и открывает серию статей ( из-за большого объема собранного материала) по общей теме «Сезанн и гора Сент-Виктуар». Впрочем, проект не закончен.
Я постарался выстроить все 80 работ в хронологическом порядке в соответствии с датой их написания. Однако датировки картин Сезанна сильно различаются в зависимости от источника, так что прошу ценителей творчества Сезанна не судить строго за возможные неточности.
В этом посте показаны первые 9 изображений горы Сент-Виктуар.
Гора Сент-Виктуар
Сент-Виктуар (фр. Montagne Sainte-Victoire) — горная гряда на юге Франции, излюбленный пейзажный мотив в творчестве Сезанна. Сложена осадочными породами. Протянулась на 18 км между департаментами Буш-дю-Рон и Вар. Наивысшая точка Пик-де-Муш — 1011 м. Массив является популярным местом для туризма, скалолазания, парапланеризма. Гору окружают сосновые леса и лавандовые поля. В 1656 году здесь построили монастырь Нотр-Дам-де-Сент-Виктуар, который на протяжении двух веков просуществовал как действующая обитель.
Сент-Виктуар Сезанна: Работы №№ 1-9
Работа № 1
Некоторые источники считают именно эту картину первой, на которой Сезанн изобразил гору Сент-Виктуар. Эта работа относится к романтическому периоду в творчестве Сезанна (1859-1871) с характерными мрачными оттенками.
Я бы сказал, что гора здесь скорее угадывается за облаками на горизонте и является лишь фоном для ручья.
Работа №2
На этой картине Сезанн уже четко изобразил силуэт горы Сент-Виктуар, но она все еще является лишь фоном для основного сюжета — в данном случае завода.
Работа №3
И вот, наконец, первая полноценное изображение горы Сент-Виктуар!
Как говорят, впервые Сезанн нарисовал гору, будучи в ярости: недалеко от этих мест собирались провести первую железную дорогу и для нее уже прорыли траншею, от котрой художник пришел в ужас. Свою картину он так и назвал: «Траншея и гора Сан-Виктуар». Сезанн протестовал, писал петиции, но бесполезно — железную дорогу построили, и она существует до сих пор. Но на этом история с железной дорогой не закончилась.
Когда город Ницца решил участвовать в борьбе за право называться столицей зимней Олимпиады 2018 года, было принято решение подвести к городу скоростную железнодорожную магистраль из Парижа. Но на пути встала гора. И не просто гора, а знаменитая Сент-Виктуар.
Граждане встали за гору горой. Восемь общественных организаций объединились, чтобы защитить знаменитый пейзаж. Жители города Экс-ан-Прованс собрали 27 000 подписей за пересмотр проекта. Против этих планов категорически выступил правнук знаменитого художника Филипп Сезанн, который заявил, что «проложить железную дорогу через столь живописную местность, с ее соснами, кипарисами и красными черепичными крышами, — все равно что нанести столь любимому его прадедом пейзажу «кровавый удар мечом».
Саму гору в конце концов удалось отстоять. Проект железной дороги скорректировали на несколько километров в сторону.
Работа № 4
Это тот случай, когда название картины («Отдыхающие купальщики») не содержит явное упоминание горы Сент-Виктуар, но ее характерные очертания легко угадываются на горизонте.
Эта работа относится к периоду импрессионизма в творчестве Сезанна (1872-1877).
Работа №5
Период с 1878 по 1887 в творчестве Сезанна принято называть конструктивистским. Сезанну не важно, что именно рисовать, важно, как будет развиваться тот или иной образ. Поэтому круг его сюжетов очень ограничен. Он выбирает несколько мотивов: гора, карьеры, озеро с купальщиками под горой, развалины Черного замка на фоне сосновой рощи, сами сосны — с этими сюжетами он будет работать на протяжении многих лет.
«…Достаточно привести такие цифры: виды карьеров Бибемю он запечатлел на 11 картинах маслом и 18 акварелях, дом Жаде-Буффан — на 36 картинах и 17 акварелях, Черный замок — на 11 картинах и 2 акварелях. Рекордсмен его пейзажей — гора Сент-Виктуар изображена на 44 картинах маслом и 43 акварелях.Утром и в зной, со стороны карьеров и с юга, в ясную погоду и в дымку писал он этот мотив. В какие-то периоды жизни художник буквально бредит горой, она предстает перед ним как некая загадка, которую он должен разгадать. Будучи на самом деле скалистым, серым массивом, на полотнах живописца гора выглядит радужной и полной цветовых нюансов…»
(по материалам статьи «Посвящение экс-отшельнику», журнал «Вокруг света» , № 10, октябрь 2006)
Работа №6
В России хранятся 4 картины Сезанна «с горой Сент-Виктуар» — две в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и две в — ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва). Эта картина попала в Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина из собрания И.А.Морозова. Остальные три «российские» версии горы Сент-Викутар смотрите в следующих постах по этой теме.
Данный вариант прославленной Сезанном горы Святой Виктории в окрестностях Экса к 1879-1880 годам: таким образом, эта картина — один из наиболее ранних пейзажей с этим мотивом. Изображен вид на долину близ горы со стороны дороги Валькро, проходившей рядом с поместьем семьи художника.
Преобладание оранжево – охристых тонов как нельзя лучше передают ощущение знойного летнего полдня. На первом плане отсутствуют детали, поэтому внимание сразу сосредотачивается на очертаниях горы, которая покрыта сиреневой дымкой.
Работа №7
«…Уходы «на природу» долгие дни держат Сезанна вне дома. Он питается на фермах вместе с крестьянами, то тут, то там просится на ночлег, и, если нет свободной кровати, довольствуется сеновалом. Сезанн пишет Гарданн: колокольню, старые мельницы и гору Сент-Виктуар, вершина которой вырисовывается вдали, а основание точно срезано горой Сангль.
Мысли Сезанна неизменно возвращаются к этим оголенным обрывистым утесам, застывшим в своем величии. Их мощную и задумчивую красоту, эту гору, полную света, этот дерзкий поэтический взлет земли и скал художник неустанно пытается запечатлеть на полотне. «Отсюда можно было бы увезти сокровища. Но еще не нашелся выразитель, равный по таланту богатствам, расточаемым землей этого края», – пишет Сезанн Виктору Шоке. Сент-Виктуар – его отдых, радость, его вера в себя. Незыблемость и суровость этой горы, ее мощь и несокрушимость не тронуло время, и она спит безмолвным и вечным сном…
Раньше Сезанн, работая в Эстаке, верный своему мироощущению, хотел сковать море, сделать его поверхность застывшей, лишить ее постоянного движения: он, словно гемму, вставил море в оправу из холмов, придав ему плотность и блеск минерала. Теперь, глядя на эти крутые склоны, Сезанну достаточно постигнуть задачи, которые они ставят перед ним, вникнуть в их сущность, стать как бы плотью от плоти этой горы, чтобы осуществить, наконец, свою мечту о классической ясности, воплощения которой он так мучительно добивается…»
(из книги Анри Перрюшо «Жизнь Сезанна»)
Работа №8
Сезанн обратил свое внимание на технику акварели в 1860-х годах и стал активно ею заниматься.Акварели Сезанна по своей экспрессии ничуть не уступают его картинам, написанным маслом. На недавнем аукционе в Нью-Йорке акварельный набросок размером с тетрадный листок ушел за 2 миллиона 600 тысяч долларов.
Работа №9
В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, Сезанн создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой — демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.
(Продолжение следует)
Алексей
Работы Сезанна следует назвать поистине уникальными. И гора Сент-Виктуар ему в этом всячески помогала.
Стоит отметить, что кроме отсутствия датировок к картинам. На самих картинах также отсутствует, как время дня, так и время года. Нет дождя, нет снега. Как будто время нещадно побеждено пространством. Вообще, в его работы можно долго всматриваться и философствовать. Сеэанна стоит смело назвать отцом современного искусства.
Артем Кузнецов
Картины Сезанна поистине передают особое настроение и заставляют задуматься… Несмотря, на кажущуюся простоту исполнения, при глубоком анализе все больше и больше понимаешь, как много в них вложено. Это одни из тех картин, на которые можно смотреть долгое время, проникаясь атмосферой происходящего. Неудивительно, что работа под номером 8 ушла на аукционе за такую баснословную сумму.
Ольга
Эта серия работ Сезанна удивительна лично для меня разнообразием техник, в которых гора Сент-Виктуар была изображена. Интересно было бы узнать, что именно символизировала она для художника, раз он упоминал ее на протяжении всего своего творчества, аж 44 раза. Но теперь нам остается только наслаждаться его творениями и размышлять самим, что он имел ввиду.
Марина
Работа №9 поразительная, несколько цветовых пятен полностью передают ощущение. Столько нового узнаю, благодаря вам. Жители, защитившие пейзаж, у нас такое даже сложно представить. Не ценим и не бережем окружающую красоту. Не умеем создавать. А у Сезанна действительно стоит поучиться. Одна и та же гора в природе всегда выглядит по разному. Времена года, освещение, погода, окружение — все влияет.
Марина
Работа №9 поразительная, несколько цветовых пятен полностью передают ощущение. Сезанн учился, рисуя гору. Жители, защитившие пейзаж, у нас такое даже сложно представить. Не ценим и не бережем окружающую красоту. Не умеем создавать. Стоит пройти путь Сезанна. Одна и та же гора в природе всегда выглядит по разному. Времена года, освещение, погода, окружение — все влияет.
Марина
Все представленные работы несут поистине глубокий смысл. Работы написаны «от души», что немаловажно. Меня больше всего зацепил пейзаж Сезанна горы Сент-Виктуар, история написания и сюжет картины. Ведь изначально художник был в ярости и злости, когда писал эту картину.
Но, несмотря на прошлое и путь всей своей работы, Сезанну удалось сделать достойный шедевр.
Nadira
Мне очень понравилась статья. Но остались некоторые вопросы. Раскрыл ли он секрет этой горы? Прошу вас ответить на вопрос. Ибо любопытство переполняет меня. С уважением, читатель вашей статьи.
safiullin
Nadira — привет,
Думаю Сезанн не раскрыл все секреты… У каждого художника есть своя гора Сент-Виктуар и свои секреты..