Главная » Блог » Сезанн и гора Сент Виктуар — Часть 4

Сезанн и гора Сент Виктуар — Часть 4

Продолжаю обзор работ Поля Сезанна с сюжетом «Гора Сент-Виктуар». Предыдущие посты смотрите здесь и здесь.

 

Гора Сент-Виктуар Сезанна — работы №38-№47

Работа №38

Немного о палитре Сезанна:

И в своих пейзажах, и в натюрмортах Сезанн часто использовал насыщенные оранжевые, красные и зеленые цвета. Яблочные цвета имели особенный резонанс, и они тоже использовались снова и снова для передачи богатых оттенков сельской местности Прованса. Гармоничный набор синих и зеленых оттенков объединяет композицию, распространяясь от зоны неба на гору и весь остальной пейзаж.

Сезанн картина Sainte-Victoire Château-Noir пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн Sainte-Victoire vue de la route du Tholonet près de Château-Noir — 1894-1900 (Cleveland, USA)

Композиция четко разделена на сине-серую область неба и обнаженной горной вершины и на выполненную в богатых зеленых и земляных тонах зону земли внизу. В изображении скалы Сезанн использует мягкие голубые тона, перемежающиеся легкими розоватыми оттенками, и очерчивает кромки скал более темными контурами. Розовые участки  плавно переходят в теплые желтые и оранжевые цвета голой земли у подножия горы. И для растительности, и для земли использованы несмешанные насыщенные цвета.

Особенно яркими оказываются насыщенные желтые, травянисто-зеленые и изумрудные цвета деревьев и пятна темно-оранжевого. Более темные оттенки синего, лилового и сине-зеленого перекликаются с цветами горы.

(по материалам книги Дианы Ньювол «Импрессионисты»)

Работа № 39

Сезанн рисунок Печь для обжига гипса Сент-Виктуар пейзажи природы Сафиуллин
1894 Поль Сезанн — Печь для обжига гипса (на фоне горы Сент-Виктуар) -The Lime Kiln -1894

Работа №40

Сезанн снимает комнату в Шато Нуар, небольшом поместье на полпути к деревне Ле-Толоне, где, направляясь к горе Сент-Виктуар, он оставляет свои живописные принадлежности.

Дом преуспевающего торговца углем, “Черный замок”, построенный в неоготическом стиле и облицованный розоватой штукатуркой, окружающие его сосновые леса, охристо-желтые камни карьера Бибемю служили отправной точкой для многочисленных картин Сезанна.

Сезанн картина Montagne Sainte-Victoire Сhâteau Noir пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — Montagne Sainte-Victoire et Le Château Noir 1904-1906 (Bridgestone Museum of Art, Tokyo)

Работа № 41

Нашел только в таком разрешении. Видимо, очень редкий экземпляр.

Сезанн рисунок Montagne Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин акварель 1895
Поль Сезанн — Montagne Sainte-Victoire (акварель) -1895

Работа № 42

К сожалению, я не смог найти цветную версию.

Сезанн рисунок Montagne Saint-Victiore пейзажи природы Сафиуллин акварель 1890
Поль Сезанн -Montagne Saint-Victiore (акварель) — 1890-95

Работа №43

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, почему художник не закончил эту работу..

Сезанн рисунок Mont-Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин Акварель 1895
Поль Сезанн Mont Sainte-Victoire (Акварель) -1895

Работа №44

Сезанн довольно часто обращался к теме купания, воплощая в ней идеал человека, живущего в гармонии с природой и окружающей средой. Кажется, что изображенные фигуры как бы раз и навсегда остаются в строго отведенном для них месте. В то же время человеческие образы в живописи художника не противостоят пейзажному фону (узнаете?), они так же, как окружающая их природа, пронизаны светом и воздухом.

В этой работе мы видим объединение двух тем, волнующих художника в течение всей жизни: тема купания  (большая серия многочисленных  «Купальщиков» и «Купальщиц»  Сезанна) и уже хороша вам известная тема горы Сен-Виктуар (наблюдаем ее на горизонте).

Я бы сказал, что если сюда добавить еще пару яблок  (а Поль Гоген окрестил Сезанна «Рембрантом яблок» ), то мы бы получили в каком-то смысле наиболее типичную работу Сезанна с точки зрения сюжета.

Сезанн рисунок The Large Bathers (Les Baigneurs) пейзажи природы Сафиуллин литография 1898
Поль Сезанн -The Large Bathers (Les Baigneurs) литография-1896-98 (National Gallery of Canada)

Работа №45

В Эрмитаже (Санкт-Петербург) хранятся две картины с горой Сент-Виктуар. Эта — одна из них. (Про другую «гору» из собрания Эрмитажа я напишу в следующих постах).

Гора рождается из сочетания мазков красного, синего, пурпурного, а также желтого оттенков, причем эти цвета причудливо перетекают из одного в другой. Мастерство Сезанна проявилось в умелой игре со светом и тенью, когда реального изображения предмета вроде бы не существует, но при этом за счет форм и красок, создана целостная картина материализовавшегося пейзажа. Настоящий цвет переменился в пользу собственно ощущаемого, – такой стиль стал одним из основных моментов в его дальнейшем творчестве.

Сезанн картина Sainte Victoire Эрмитаж пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн- Mont Sainte-Victoire- 1898 (Эрмитаж, Петербург)

Размеры горы огромные, лес и ложбины, подступающие к ней, намного меньше, и хотя сама гора кажется приближающейся к зрителю, явно ощущается, что она находится на недоступном удалении, а сама вершина уходит в запредельные высоты.

Одна из моих любимых работ Сезанна с горой Сент-Виктуар.

Работа №46

Эту картину окружает настоящая детективная история.

6 мая 2014 года в Мюнхене тихой смертью, в присутствии врача и медсестры, скончался 81-летний Корнелиус Гурлитт — коллекционер искусства и центральная фигура самого захватывающего арт-детектива XXI века.

Имя Гурлитта произвело сенсацию в ноябре 2013 года. Тогда немецкое издание Focus раскопало, что в квартире дилера хранились более 1400 картин, которые СМИ быстро окрестили «мюнхенским кладом». Большинство его сокровищ —  произведения постимпрессионизма, экспрессионизма и абстракционизма, хотя попадались среди них и старые мастера. Полиция обнаружила коллекцию еще в 2012 году, почти случайно, и так растерялась, что сочла самым благоразумным попросту никому не рассказывать о «кладе». Впрочем, немецкие власти смогли прятать картины от людей лишь полтора года: сам Гурлитт успешно справлялся с этим 55 лет.

Картины достались ему от отца — арт-дилера и музейщика Хильдебранда Гурлитта. Тот в 1920-е годы занимался музейной деятельностью, а к 1930-м перешел к торговле произведениями современных художников, которые нацисты называли «дегенеративными». Интерес к современному искусству мог плохо обернуться для арт-дилера (к тому же на четверть еврея), однако вышло так, что компетенция Хильдебранда Гурлитта оказалась незаменимой для немцев. Да, Гитлер ненавидел абстрактную и экспрессивную живопись, однако не только уничтожал ее, но и обменивал на деньги, на которые затем собирался строить свой супермузей старого искусства в родном Линце.

Тут геббельсовскому министерству пропаганды и пригодился Гурлитт-старший: он и трое его коллег-дилеров занимались тем, что конфискованные или скупленные за бесценок картины перепродавали в страны, где лучше относились к модернистской живописи. Впрочем, деятельность дилеров, как бывает в таких случаях, не была абсолютно прозрачной: не всегда вырученные от продажи деньги доходили до фонда музея в Линце, а часть картин и вовсе осталась  в Германии. Неудивительно, что при такой работе Гурлитт собрал и собственную коллекцию.

После 1945 года он объявил самого себя жертвой преследований, а про коллекцию сказал, что она погибла в бомбежке Дрездена. Гурлитт-старший был признан чистым перед законом и до конца жизни работал на арт-рынке. Хильдебрандт погиб в 1956 году в автокатастрофе, его вдова умерла в 1967 году. Дальнейшее — история непростого наследства Корнелиуса Гурлитта. Что многие десятилетия он хранил в мюнхенской квартире?

Это 1406 картин, стоимость которых была предварительно оценена СМИ в  $1,4 млрд. Трудно судить, насколько такая оценка соответствует действительности, однако порядок цифр говорит сам за себя. Позднее, в феврале 2014-го, в зальцбургском доме Гурлитта обнаружили еще более двух сотен работ. Среди имен, составлявших коллекцию, — Сезанн, Матисс, Пикассо, Шагал, Моне, Ренуар, Курбе, Отто Дикс и многие другие…

Сезанн картина Montagne Sainte Victoire 1897 пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire -1897 (Gurlitt collection, Bern Kunstmuseum)

Корнелиус Гурлитт настаивал, что все картины принадлежали ему законно: его отец покупал их только у музеев и других арт-дилеров, а значит, непосредственного отношения к беззаконным изъятиям и сделкам — ущемлению прав художников и еврейских коллекционеров — не имел. Однако после того, как гигантская коллекция просочились в СМИ, за Гурлиттом стали охотиться репортеры и объявились первые претенденты на картины, сердце 80-летнего старика дрогнуло: он пообещал добровольно расстаться с частью картин, если на то будет воля закона.

В начале апреля 2014-го, за месяц до смерти, Гурлитт заключил договор с властями Германии. Те были в щекотливом положении: срок, в течение которого можно проводить реституцию ценностей, в Германии составляет 30 лет, а значит, давно истек, однако после всего шума просто отдать картины Гурлитту, взыскав с него недополученные налоги, было бы немыслимым скандалом. В итоге государство уговорило коллекционера подождать год, за который команда экспертов установила бы провенанс его работ и нашла среди них те, моральное право на которые есть у прежних владельцев либо их наследников. Однако это должно было произойти только после того, как баварская полиция вернула бы клад, проходивший вещдоком по делу об уклонении Гурлитта от налогов. Смерть коллекционера сняла все ограничения: как утверждают адвокаты претендентов на картины, любую недостачу, если она обнаружится, можно возместить за счет продажи гурлиттовских картин, а значит, пора перестать медлить и скорее переходить к дележу.

Дележ предстоит знатный.

Во-первых, какие-то картины, несомненно, возвратят наследникам прежних владельцев, и нет сомнений, что это будет происходить не один год: о том, что дедлайн должен быть отодвинут, уже заявили истцы из еврейских организаций. Конечно, у большинства картин не найдется единственного владельца, и тогда они будут проданы, чтобы их стоимость была разделена между наследниками.

Кроме того, очевидно, что часть работ продадут, чтобы оплатить налоговые недоимки германской казны. Сотни ранее неизвестных картин предстанут перед глазами зрителей, экспертов и покупателей — а значит, следует ждать не только пересмотра устоявшихся представлений о немецкой живописи первой половины XX века, но и всплеска интереса к соответствующему сегменту арт-рынка: наверняка, цены будут подогреты шумом в прессе вокруг «мюнхенского клада». 

И, несомненно, прежде чем проданные картины развезут по разным концам Европы и мира, будет организована грандиозная выставка коллекции Гурлитта: невозможно не превратить такую громкую медийную историю в прибыльный арт-аттракцион…

(по материалам Forbes)

Пока не ясно, когда и где почитатели Сезанна увидят оригинал. Говорят, что все найденные картины переданы в Музей Берна (Швейцария)  для дальнейшего решения их судьбы.

Я смог найти только черно-белый вариант этой работы. Буду признателен за цветную версию картины.

Работа №47

По-моему, эта одна из самых узнаваемых работ Сезанна.

«…Вообще работу Сезанна по выращиванию в себе большого художника можно сравнить с работой каменотеса в каменоломнях. Особенно это сравнение становится очевидным, когда оказываешься в карьерах Бибемю. В нескольких километрах к востоку от Экса, по дороге к горе Сент-Виктуар, уже с древнеримских времен и вплоть до начала XX века добывали камень — желтый известняк. Век за веком сначала римские рабы, затем наемные рабочие «срезали» землю, уходя все глубже и создавая причудливый пейзаж из ущелий, образованных пластами вырубок. Сегодня все эти ущелья заросли соснами и сухой травой, но в прошлые века каменотесы работали под палящим солнцем.

Когда попадаешь в эти края, становится понятно, откуда Сезанн черпал вдохновение и, что особенно важно, свой неповторимый колорит: тропинка ведет мимо причудливых желтых скал к нескольким специально отмеченным пунктам, где Сезанн стоял и рисовал пейзажи. Природа, которой вдохновлялся Сезанн, сохранилась в этом заповеднике лучше, чем некоторые его произведения в музеях.

…Сезанн любил эти карьеры. Мальчишкой он с друзьями сбегал сюда из города и жил здесь днями, купаясь в расположенном неподалеку озере, смотрел сквозь просветы сосен на гору Сент-Виктуар. В зрелые годы он снял у одного из знакомых каменную хижину внутри каменоломни, в которой хранил свои художественные принадлежности и иногда ночевал, когда жара и усталость мешали ему вернуться в городскую квартиру. Эта хижина и сейчас встречает гостей. Она сложена из того же камня, что и все вокруг.

Сезанн картина гора Сент-Виктуар 1898 пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — Вид на гору Сент-Виктуар со стороны карьера Bibémus -1898-1900 (Baltimore, Museum of Art, USA)

Посещение карьеров Бибемю лучше всякого учебника по истории искусства показывает, как Сезанн придумал свою уникальную палитру: сочетание различных тонов охры и красного с синевой и зеленью. Его учителем была сама природа. В этом смысле он был даже не постимпрессионистом, а подлинным реалистом.

Исследования показывают, что его колорит составлен на основе смешения очень многих тонов его любимых цветов. В целом он использовал шесть красных, пять желтых, три зеленых и три синих различных пигмента. Их неповторимое сочетание под рукой Поля Сезанна рождало именно его живопись —наполненную ароматом сухих сосен, теплом раскаленного камня и стрекотом цикад…»

(по материалам статьи «Посвящение экс-отшельнику», журнал «Вокруг света» , № 10, октябрь 2006)

(Продолжение следует)

 

Подписаться Альберт Сафиуллин:
Любознательный москвич. Художник-пейзажист. Любитель истории, научной публицистики и рыбалки. Интересуюсь эволюцией человека. Люблю путешествовать и созерцать природу.
Самые свежие посты от

4 Responses

  1. Валерия
    | Ответить

    Сам жанр постимпрессионизм интересен собой тем, что он завораживает своей глубиной. Ведь посмотрев на картины Сезанна можно увидеть не просто горы, а понять всю суть и глубину написанного. Картина — это отображение души человека и рисовал он их не спроста. По произведению искусству можно прочитать всю психологию человека. Горы — это могущество, взлет, сила. Таким образом художник при написании своих картин находил себя и приобретал силы. Сами работы завораживают своей красотой и необычным стилем. Некоторые полотна написаны в ярких тонах, что говорит о взлетах художника, иные в черно-белых тонах, что свидетельствует о том, что человек пал духом. Я считаю, что искусство Сезанна бесценно!

  2. Лена
    | Ответить

    О Сезанне раньше слышала, но все как то мельком и особо его творчеством не интересовалась. Было очень интересно посмотреть его работы) Достаточно интересный художник, и его работы передают всю красоту и силу гор, которые, как оказалось, он любил) На всех его картинах, что меня удивило, горы изображаются совершенно по разному, видимо и на душе у него в момент написания были различные состояния)

  3. Александра
    | Ответить

    Собственно Сезанн стал Сезанном в самых последних своих работах. Это когда он научился компоновать. До этого его вещи по композиции ужасны. Видимо чувствуя это но не понимая причины он и работал до изнеможения не понимая чего собственно не хватает в его вещах. Вот когда он убрал всякие лишние деревья и дома с передних планов тогда и стал великим. Надо было ему поучиться композиции у великого Э.Будена. Дело в том что хорошо скомпонованную вещь как ни намажь все равно будет смотреться. И наоборот — над нескомпонованной работать бесполезно а так и было у Сезанна.

    • safiullin
      | Ответить

      Частично согласен по поводу компоновки. Эжен Буден бы Сезанну точно помог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *