Продолжаю обзор 80 работ Поля Сезанна с сюжетом «Гора Сент-Виктуар».
Предыдущий пост по этой теме здесь.
Конструктивизм Сезанна
…Третий период живописи Сезанна — конструктивистский (1878-1887). В эти годы художник сосредоточивается на конструировании целостного и единого пространства, на поисках новых способов изображения трехмерности мира природы на двумерном холсте, не прибегая к прямолинейной перспективе или, что еще хуже, мнимой перспективе, которой пользовались импрессионисты.
Сезанн делал равнозначным каждый кусочек холста, используя последовательность цветов и форм, которые проходят сквозь все полотно, стягивая его в единое пространство. Он использует мелкие и строго параллельные мазки, которые делают картину словно бы сотканную из единого куска.
Конструктивистский период совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции. Художник лепил форму цветом, подбирая для каждого фрагмента особый тон, и после длительного обдумывания накладывал его отдельным четырёхугольным мазком, которому учился у К.Писарро.
Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций….
Сезанн обладал особым цветовым и пространственным видением, на основе которого создал к 1880 году новую живописную систему, стремясь передать в своих картинах не мимолётные впечатления, но конструктивную основу мира. Уже ранние работы нарушают законы прямой перспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми и объёмными, а пространство – сферическим. В классически ясных и спокойных пейзажах перспективные линии не сходятся в одной точке, а закругляются «как по краю блюдца»; дальние предметы приподнимаются и увеличиваются.
Гора Сент-Виктуар: работы Сезанна №№ 10-23
Работа №10
«…Так же как в личной жизни сюжет «отец—сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. От его раннего творчества осталось очень немного композиций и набросков на мифологические темы. Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Сезанн обретет себя только тогда, когда поймет, что смысл его работы в поиске нового видения природы как таковой. Где же он берет эту природу? Разумеется, в родном Провансе. Маршрут «Париж — Экс» становится для него также постоянным.
Он возвращается сюда из лета в лето, бродит по карьерам Бибемю (Bibemus), обходит гору Сент-Виктуар, посещает маленькие городки и деревни вокруг, насыщается образами местной природы, концентрированными, наполненными энергетикой. Его пейзажи Прованса залиты солнцем. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы… — писал Сезанн. — Я вдыхаю девственную чистоту Вселенной. Меня мучит острое ощущение оттенков. Я и мое полотно — мы одно целое. Я прихожу на мотив и теряюсь в нем. Солнце мягко пронизывает меня, словно далекий друг, который подогревает мою разнеженность, оплодотворяет ее. Мы даем всходы…».
Работа №11
Поль Гоген писал о живописи Сезанна в письме к Эмилю Шуффенекеру в 1885 году: «Возьмите, например, непризнанного Сезанна…В его формах какая-то тайна и тяжёлое спокойствие человека, который лежит, погрузившись в раздумье.
Цвет его серьёзен, как характер восточных людей. Житель Юга, он проводит целые дни на вершинах гор, читая Виргилия и глядя в небо. Его горизонты очень высоки, синие тона насыщены, а красный цвет у него удивительно живой и звучный. Как стихи Виргилия, которые имеют не только один смысл, которые можно истолковать по-разному, так и картины Сезанна двояки по значению, имеют иносказательный смысл. Их основа и реальна и фантастична. Одним словом, когда видишь его работы, невольно восклицаешь:
«Странно!» Но он мистичен, и его рисунок мистичен…»
Однако сам Сезанн относился очень неодобрительно к творчеству Гогена, и находил пагубным его влияние на развитие живописи. Когда Воллар сказал Сезанну: «Гоген высоко ценил вашу живопись, и во многом подражал Вам», — Сезанн сердито ответил: «Он меня совсем не понял. Я никогда не мог принять и не приму живописи без объёма и перехода тонов – это нелепость. Гоген не был живописцем, его вещи – просто плоские китайские картинки».
Работа №12
«…В расписании колледжа стояли и уроки рисования, но Поль Сезанн их боялся, в отличие от Эмиля Золя, которому нравилось рисовать. Все думали, что Поль будет писателем, а Эмиль художником. Но жизнь сделала рокировку. Почему? Трудно сказать. Но Сезанн стал гениальным художником, а Золя — просто писателем…»
Работа № 13
«…Больше чем Сезанн, такой обструкции и ненависти из числа художников-новаторов никто не подвергался. В родном городе его не признали до самой смерти. Даже Эмиль Золя, друг детства, с которым они были дружны многие десятилетия, не верил в него. Написав книгу «Творчество», он вывел в ней главного героя, в котором узнавали Сезанна. Герой, по мнению писателя, обладал способностями, но так и остался неудачником, покончив жизнь самоубийством. На этом дружба закончилась. Поль справедливо рассудил, что это было предательством…» (Тина Гай).
Работа №14
…Чрезвычайно показательно построение первого плана в картинах Сезанна, который как бы проваливается куда-то вниз и живописно построен так, что перестает быть опорой глазу зрителя, да и следующим пейзажным планам. Пространственные «ступени» здесь расположены неравномерно. Первый план резко сокращается и уходит вниз. Последний , далеко отступив к горизонту, мощно замыкает его, не оставляя тех далеких просветов, которые так любил Пуссен. А средний план становится непропорционально глубоким, вместительным , развернутым . И все они теряют искусственную спрямленность. Передний план сбегает вниз, средний будто прогибается под своей тяжестью. Задний план громоздится горами, вспухает крутящимися объемами и как бы вдвигается, вдавливается в средний, будто силясь смять его или увлечь за собой ввысь. Возникают то выгибающиеся, дископодобные поверхности, то нечто вроде вогнутой чаши гигантской вместимости…
Так можно увидеть ландшафт только с очень большой высоты , например, с еще не существующего во времена Сезанна аэроплана, откуда уже уловима планетарная кривизна земной поверхности…
(по материалам книги В.Прокофьева «Постимпрессионизм»)
Работа № 15
Сезанн говорил своему другу Иоахиму Гаске (Гаше), указывая на свою любимую гору Сент-Виктуар: «Какой взлет, какая властная жажда солнца и какая печаль, особенно вечером, когда вся тяжеловесность как бы опадает. Эти гигантские глыбы образовались из огня. В них до сих пор бушует огонь…»
Работа № 16
…В пейзажах всего Нового времени вплоть до импрессионистов царило равновесие планов, цветовых и пластических масс. Чем дальше располагался план, тем более легким он должен быть, что и соотвествует условностям нашего зрительного восприятия мира в свете и воздухе. Первый план мы видим плотным и весомым, землистым; второй -вбирает зелень листвы, светлеет, задершивается легкой воздушной дымкой; третий — окрашивается небесной голубизной, сливается с небом. Первый план -прочная опора для второго, второй — для третьего.
У Сезанна тоже присутствует трехцветная разбивка пространства от первого плана в глубину. Но в тоне все решается иначе, в результате чего привычные закономерности выворачиваются наизнанку.
Первый план высветляется, впитывая золотистость солнечного света. И эта высветленность лишает его весомости, достаточной для того, чтобы служить зрительной прочной опорой для двух других.
Второй план , ослабевая по цвету, становится, однако, интенсивнее тону — в нем усиливается синева или вспыхивает оранжевость. А кроме того, он и пишется энергично сдвигающимися мазками, лепится и заполняется кристаллическими, граненными формами.
Голубизна третьего обретает лилово-фиолетовые оттенки, а формы становятся сплавленными, лавообразными. Задние планы давят на передний. Широкий средний план подвергается давлению и спереди и из глубины…
Работа № 17
…В этом полотне гора изображена в начале осени, просто много золотисто жёлтого вокруг, а это, скорее всего осень. Обратим внимание и на то, как он изображает гору: мягкими плавными линиями. Нет резких переходов, а всё как-то плавно и изящно. Грубыми смотрятся дома, они как-то твёрдо прямоугольные излишне подчёркнуты…
Автор так же даёт нам понять, что действо происходит, скорее всего, перед закатом, потому и тени от деревьев и от домов, потому и совершенно иное освещение горы. Но при этом всё в мягких золотисто-зелёных тонах и потому ничего тревожного – одно позитивное чувство – покой. Причём такой покой, который умиротворяет, который вдохновляет на позитивное мышление. На полотне нет ещё той особой осенней тоски, а значит, Сезанн тогда думал о чём то хорошем. Ведь говорят же, художник пишет только то, о чём думает…
Работа №18
В 1895 году Камилл Писарро в одном из писем сыну Люсьену описывал свои впечатления от посещения выставки Сезанна: «Я думал о выставке Сезанна, где есть восхитительные вещи: натюрморты, безукоризненные по законченности; другие, очень проработанные, и всё же брошенные не конченными, ещё более прекрасные, чем первые; пейзажи, обнажённые, портреты, хоть не доведённые до конца, но действительно грандиозные и необыкновенно живописные, необыкновенно пластичные… Почему? Потому что в них есть ощущение!..
Интересно, что в то самое время, когда на выставке Сезанна я восхищался этим удивительным и ошеломляющим характером его работ, которые меня привлекают уже много лет, появился Ренуар. Моё восхищение ничто перед восхищением Ренуара. Даже Дега, и тот подпал под чары дикой и в то же время утончённой натуры Сезанна, также как Моне и все мы. Неужели мы ошибаемся? Не думаю…
Ренуар верно говорит, что в картинах Сезанна есть что-то аналогичное фрескам Помпей, таким архаичным и таким великолепным».
Работа №19
«Вот каков был состав палитры у Сезанна в тот год, когда я с ним виделся в Эксе» — пишет в своей статье Эмиль Бернар:
- Желтые
Блестящая желтая
Неаполитанская желтая
Хром желтый
Охра желтая
Сиена натуральная
- Красные
Киноварь
Охра красная
Сиена жженая
Краплак
Кармин
Жженый лак
- Зеленые
Поль Веронез
Изумрудная зеленая
Зеленая земля
- Синие
Кобальт
Ультрамарин
Прусская синяя
Персиковая черная
Работа №20
Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри.
Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость
Работа №21
«Я пытаюсь передать перспективу исключительно с помощью цвета, говорил Сезанн немецкому коллекционеру, который посетил его в Эксе. Главное в картине — это найти верную дистанцию. По этому признаку определяют талант художника».
Используя в качестве примера один из своих пейзажей, он обводил пальцем границы различных планов и точно показывал, где ему удалось передать глубину; там же, где решение еще не было найдено, там цвет по-прежнему оставался только цветом, не становясь выражением пространства.
Работа №22
Я смог найти только черно-белый вариант этой работы. Буду признателен, если кто-то сможет прислать цветную версию.
Работа №23
Акварельный этюд знаменитой «Горы Сент-Виктуар с большой сосной». Окончательный вариант картины маслом на холсте смотрите в следующем посте.
(Продолжение следует)
Katerina
Поль Сезанн великий художник. Его картины наполнены колоритом и лаконичностью, в них можно отследить его внутренне-эмоциональные переживания. Работы, связанные с сюжетом «Гора Сент-Виктуар», были сделаны в последний период его творчества, который многие считают плодотворным. Эти картины легки, в них нет четких, прямых линий, именно этим они завораживают глаз зрителя. На них не устаешь смотреть, картины заставят задуматься любого человека, даже самые неприметные…
Павел
В картинах Сезанна чувствуется вечность. Кажется, пройдут годы и века, но также будут расти величественные сосны под вечным знойным небом. Это необыкновенное ощущение!
Альберт Сафиуллин
Спасибо за комментарий! Сезанн велик!
Сергей Герасимов
Только картины Сезанна могут передать двухмерное изображение природы и полностью раскрыть душу автора. Смотря на его картины и видя современные подобия таких пейзажей понимаешь, что талантливые люди рождаются не так часто. Современные технологии, развитие красок и кистей могут добиться очень многое, но рука настоящего мастера видна даже если он пишет простым карандашом.
Алла
Воображение Сезанна просто поражает, есть картины, которые написаны как бы с большой высоты, но тогда не было аэропланов или каких то приспособлений, а автор смог передать свое видение пейзажа с высоты. Так же краски, которые Сезанн использует в своих работах, такое смешение позволяет наиболее точно передать время года или погоду на картине, что придает натуральности работе.
Динара
Картины Сезанна действительно впечатляют. Мне нравится, что во многих его работах есть динамика, они не статичны. Например в работе 20, есть ветер, треплющий листья пальм. Кроме того, во всех работах есть объем, глубина. Его картины замечательно передают атмосферу мест, где бывал художник. Мастеру одинаково хорошо удаются работы как акварелью, так и маслом.
Екатерина
Глядя на картины Сезанна, даже не читая его биографии, можно с лёгкостью заметить что живописец живёт возле гор, так как их склоны присутствуют на всех его представленных работах. Хоть он и называет себя начинающим художником пейзажистом, это из за невероятной скромности, ведь глядя на картины уже можно сказать что он состоявшийся и очень хороший художник!
master1337
Мне Сезанн напоминает японских живописцев, которые могли всю свою жизнь рисовать одну из самых знаменитых гор мира – Фудзияму. Сезанн как и многие из нас, найдя что-то необыкновенно возвышенное и примечательное рядом, пожелал поделиться этим со всем миром, может, похвалиться родным краем и выставить его в том же чудном виде, которые присущий взгляду автору. Лично мне нравиться работа № 17, где всё передано в мягких тонах, которые забирают тревогу и дарят умиротворяющий покой..
Фаина
Картины Сезанна действительно вдохновляют и поражают своей глубиной, атмосферностью. Мне очень нравится картина номер 17, она передаёт такое умиротворение, спокойствие, цвета очень теплые, мягкие. Сразу понятно, что у Сезанна свое особое видение природы, видна рука настоящего мастера, человека с богатым внутренним миром . на эти картины можно смотреть бесконечно.