Скалы Этрета в Нормандии рисовали многие, но именно Гюстав Курбе своими пейзажами вдохновил на посещение этих мест бесчисленное количество более поздних художников. Этот очерк написан для «курбетистов» и любителей Нормандии.
Морские пейзажи Курбе сыграли основополагающую роль для становления искусства современного пейзажа и новых направлений в европейской живописи. Будучи родоначальником реализма, он связал своим творчеством уходящий романтизм и зарождающийся импрессионизм. Новаторские приемы Курбе в пейзажной живописи подхватили и использовали практически все последующие поколения художников. Курбе был революционером не только в живописи, но и в жизни. Он активно участвовал в Парижской Коммуне, за что отсидел полгода в тюрьме и окончил свои дни в изгнании.
Для текста отобраны 15 известных и неизвестных марин с утесами Этрета из лучшей серии морских пейзажей, написанных великим французским пейзажистом в Нормандии в августе-сентябре 1869 года.
В конце очерка есть бонус-пост: для сравнения показаны пейзажи работы Делакруа, Будена, Моне, Поленова и Матисса с изображением скал Этрета. Эти художники принадлежат к разным течениям в живописи, каждый из них привнес свою уникальную перспективу сближения земли, неба и моря Нормандии.
Алебастровые утесы Этрета
Меловые скалы Нормандии (Côte d’Albâtre) ровной отвесной белой стеной эффектно тянутся вдоль Ла-Манша. Стена имеет несколько разрывов — в одном из них втиснулась рыбацкая деревушка Этрета. Нигде на побережье больше нет таких живописных алебастровых скал, в которых Северное море пробило огромные природные арки.
Справа от городского пляжа Этрета (если стоять лицом к морю) находится утес La Falaise d’Amont («Утёс, стоящий выше по течению»). Утёс вырывается из скалистого берега, подобно белой стреле, поэтому раньше его называли La Falaise du Blanc‐Trait («Белая стрела»). На краю утёса есть небольшая арка под названием La Porte d’Amont («Верхние ворота»).
Слева от пляжа располагается, пожалуй, самая знаменитая скала La Falaise d’Aval («Утёс, стоящий ниже по течению»). В ней образовалась крупная арка La Porte d’Aval («Нижние ворота»), напоминающая слона, погрузившего длинный хобот в волны. Именно арка La Porte d’Aval фигурирует на большинстве картин с видами Этрета.
Рядом устремляется ввысь остроконечная 50-метровая, которую называют L’Aiguille («Игла») или L’Aiguille Creuse («Полая Игла»). Морис Леблан в одноименном романе предположил, что внутри скалы спрятаны королевские сокровища.
Считается, что викинги-норманны (будущие основатели Нормандии) в IХ веке дали название местечку Этрета увидев скалу L’Aiguille. Корни «strut, strud» (на скандинавском это означает что‐то острое) привели к появлению названия Strutard, которое за десять веков постепенно превратилось в Estrutat, а потом и в нынешний вариант — Étretat.
Когда‐то здесь, рядом с аркой La Porte d’Aval, находилась «устричная плантация», которую (как считается) организовали по требованию королевы Марии‐Антуанетты в середине её правления.
Устриц, которые в изобилии водились в соседнем городке Канкаль, привозили к скале на двух кораблях и помещали в специальные резервуары, где они дозревали до нужной кондиции — считалось, что они приобретают особенный вкус, находясь в солёной воде, которая периодически разбавляется пресными водами подземной реки. Далее устрицы отправлялись на лошадях в Париж. Благодаря Марии-Антуанетте устрицы попали в обязательный рацион знатных французов — прежде устрицами и прочими морскими гадами питались только простые крестьяне.
C вершины скалы La Falaise d’Aval открывается замечательный вид на следующую, более мощную арку — La Manneporte («Большие ворота»). Ги де Мопассан писал про это место: «La Manneporte — огромная аркада, под которой во время отлива проходишь посуху к морю». С городской набережной эту арку не видно. Если же дойти до нее по берегу, то взгляду откроется грандиозный мыс с аркой La Courtine.
Гюстав Курбе в Этрета
Гюстав Курбе находился в Этрета в течение августа и сентября 1869 года вместе со своим другом и художником Диасом Де-ла-Пенья. Всего за два месяца Курбе создал беспрецедентную (по тем временам) серию морских пейзажей — не менее 30 картин с изображением моря и скал в Этрета в разном ракурсе, в разное время дня.
Этот прием подхватили импрессионисты — Клод Моне (серии «Кувшинки», «Стог сена», «Собор в Руане») и Поль Сезанн (о его рекордной серии картин с горой Сент-Виктуар читайте здесь).
Серия из семи работ с изображением арки La Porte d’Aval в Этрета наглядно подтверждает новаторские особенности пейзажей Курбе:
- беспрецедентная скорость рисования
- виртуозное владение ножом (!)
- пейзажные серии
- новый сюжета в пейзаже — Paysage de Mer
- коммерческий успех пейзажного искусства
- тщательный реализм на пленэре
№1. Скалы Этрета после шторма — The Cliffs at Etretat after the Storm (Музей Орсе, Париж)
Эта самая известная картина из серии La Porte d’Aval. Именно она была одной из двух работ, которые художник с успехом представил в Парижском Салоне в 1870 году (другой картиной была знаменитая «Волна», которая заслуживает отдельного очерка). Обе работы получили всеобщее признание у публики и критиков, Курбе стал коммерчески успешным художником.
Картина находится в Музее Орсе (Париж), где ее и сфотографировал автор очерка.
«…Небо покрыто легкими бело-розовыми облачками; лишь вдали видны серые тучи -последнее напоминание о прошедшей грозе. На песчаную полосу берега вытащены лодки со снастями . Они отбрасывают на песок серо-синие тени. Курбе как бы наводит на них «фокус» — лодки написаны тщательно, детально. Этим приемом еще раз оттеняется подвижность воды. Кроме того, лодки уравновешивают композицию, подчеркивают пространственную глубину...» (из книги Н.Калитиной «Гюстав Курбе»)
Фрагменты картины:
«…Сглаженные ветром скалы не утратили величия и мощи. Человек пробил в них дверь и проложил тропинку по склонам, но утесы хранят отпечаток создавших могучих природных сил. Словно какая-то гигантская рука равномерно распределила слои породы, горизонтальные на первом плане и вертикальные на втором, расставила каменные глыбы на определенном расстоянии друг от друга и укрепила их со стороны воды огромным контрфорсом .Светлые мазки (серые, розовые, белые, желтые) обобщенно передают структуру скал, их морщинистую, неровную поверхность…» (из книги Н.Калитиной «Гюстав Курбе»)
«…Море подвижно. Светло-голубое у горизонта, оно становится сине-серым с зеленоватым отливом, затем серо-зеленым с белыми гребешками волн; оно темнеет у подножия утеса слева , приобретая фиолетовые тона, а справа вновь светлеет, переливаясь зеленым, белым и голубым...» (из книги Н.Калитиной «Гюстав Курбе»)
№2. Скалы Этрета — Falaises d’Étretat (частная коллекция)
Все семь работ с аркой La Porte d’Aval практически идентичны по сюжету и отличаются только количеством лодок на пляже и уровнем отлива. Делать реплики картин было привычным для Курбе и было во многом обусловлено коммерческим успехом его работ, которые пользовались большим спросом у парижской публики. Курбе был готов удовлетворить этот спрос. Очевидно, что многие варианты скалы La Porte d’Aval были нарисованы художником по заказу и закончены в парижской студии.
Эта реплика утеса La Porte d’Aval была продана в 2013 году на аукционе Sotheby’s за 725 000 долларов.
Гюстав Курбе виртуозно владел ножом!
Конечно, речь идет только о живописи. Курбе стал первым активно рисовать мастихином — специальным ножом (шпателем), которым художники до него только смешивали краски на палитре, считая лезвие ножа слишком грубым для рисования. Если под рукой не было мастихина, Курбе использовал обычный кухонный нож и любые подручные средства (ветошь, тряпки, собственный большой палец).
О том, как работал мастер, поведал в своих воспоминаниях М. Клоде: «…он брал ножом из коробки наполненной красками, белую, желтую, красную, синюю краски. Он смешивал их на палитре, затем ножом же раскладывал на полотне и размазывал уверенными и сильными ударами.»
Поль Сезанн, восхищенный необычной техникой Курбе, писал: «Он кладет краску, как штукатур шлепает алебастром! Настоящий растирщик краски. Он творит, как римский каменотес. Но при этом — он настоящий художник. В нашем столетии никто с ним не может сравниться. Он принадлежит музеям«. Сам Сезанн впоследствии часто применял мастихин, но работал им еще быстрее и агрессивнее.
Благодаря использованию ножа, пейзажи Курбе — удивительно живые, телесные, рельефные и предметно осязаемые. На первый взгляд, работы Курбе имеют грубую текстуру поверхности (она как будто покрытой коркой) и кажутся какими-то незаконченными. Однако, это обманчивое впечатление — его картины удивительно гладкие и сложные в техническом исполнении.
Художник усмехался: «Попробуйте написать кисточкой без ножа эти утесы, которые время и дожди покрыли ржавыми расщелинами сверху донизу!».
Революционный метод нанесения краски на холст и необычные манипуляции с краской позволили художнику писать большие картины в беспрецедентно короткие сроки. Ж. Кастаньяри вспоминает о Курбе: «…после завтрака…он спросил, не найдется ли какого-нибудь холста, на котором можно писать. Ему принесли несколько.Он выбрал один, длиной в метр и довольно широкий, а затем взял в одну руку палитру, а в другую нож, начал писать по памяти пейзаж, используя элементы, которые он наблюдал по пути. Менее через два часа он его закончил…»
Сегодня десятки тысяч художников пишут картины мастихином, благодаря новаторскому приему Гюстава Курбе.
Картины Курбе очень многослойные. Он стремительно наносит на холст слой краски один за другим, разгребает их мастихином, где-то растирает пальцем, где-то протирает ветошью, где-то с силой выскабливает и соскрёбывает ножом верхний слой, обнажает нижний, сверху наносит еще один слой: иногда «мокрый» на «мокрый», иногда «мокрый » на «сухой», затем лессировка — и снова слой краски…
Современный художник Peter Zokovsky прекрасно демонстрирует здесь стиль Курбе в двухминутном ролике.
Так Курбе достигает удивительно реалистичного эффекта «мраморности» скал и рельефности галечного пляжа. Краски Курбе как будто каменеют на холсте. В отличие от следующего поколения импрессионистов, которые упивались яркими, сильными и чистыми цветами, палитра Курбе более темная и землистая. Однако за счет многослойности у него получались очень мягкие градации тонов и цветовые оттенки невероятной сложности.
Сезанн пишет: «Он пользовался ножом только для пейзажей. Он был изощренным, утонченным живописцем. Знаете, что сказал про него Декан? «Курбе хитрец, он пишет грубо, а сверху тонко». А я говорю, что в нижние слои Курбе вкладывал не грубость, а силу, талант…»
Сам Курбе охотно объяснял свой метод работы: «Сначала я определяю, где будут самые темные краски на картине, отмечаю их расположение, наношу их мастихином или плоской кистью. В темноте не просматривается ни одна деталь…потом накладываю все менее и менее интенсивные оттенки…стараюсь найти им место…потом кладу полутона, и так до самых светлых, пока все не засияет. У меня меньше светлого, чем у романтиков…И если мне удалось точно ухватить…работа вдруг начинает лучиться, а свет направляется куда надо…если я правильно ухватил, правильно почувствовал...».
Посмотрите на фрагмент картины — пляж нарисован поверх темной основы вперемешку с цветными вкраплениями. Художник многократно укладывал мастихином слой краски, затем частично соскребывал его и сверху вновь укладывал новый слой. Во многих морских пейзажах Курбе этот эффект напоминает нефтяную черноту смолистых пятен, которые появляются на пляжах Нормандии сегодня в результате индустриализации. Диапазон и богатство его палитры поразительны: моховой зеленый, кристально синий, охра, горчичный, коричневый, лиловый, ультрамарин, серый, черный, желтый, кремовый.
№3. Скалы Этрета — La Porte d’Aval (частная коллекция)
В Нормандии Курбе начал рисовать сериями и создал несколько культовых пейзажных циклов: «Скалы Этрета», «Море во время отлива», «Волна». Этот новаторский прием вскоре подхватили и развили импрессионисты — в первую очередь Клод Моне (серии «Кувшинки», «Стога сена», «Собор в Руане») и Поль Сезанн (о его рекордной серии картин с горой Сент-Виктуар читайте здесь).
№4. Скалы Этрета — Cliffs at Étretat (Национальная Галерея, Берлин, Германия)
Курбе отстаивал необходимость писать с натуры, изображать только то, что видит глаз, чтобы показать в своих картинах материальность и объемность мира. Примеру Курбе вскоре последовали импрессионисты.
Ги де Мопассан в одном из своих писем очень колоритно описал Курбе на плэнере:
«Я вышел к морю посмотреть на ураган. Разъяренный ветер гнал бушующее море на берег; тяжело катились одна за другой огромные, медленные, увенчанные пеной волны. Потом, натолкнувшись вдруг на твердый скат берега, усыпанный валунами, они выпрямлялись, выгибались дугой и обрушивались с оглушительным грохотом. А между скалами залива, кружась, вздымались ввысь пена, сорванная с гребней волн, и улетала, уносимая бурей над крышами городка в долину…
Вдруг кто-то сказал рядом со мной: «Пойдемте посмотрим на Курбе – он пишет великолепную вещь». Слова эти были обращены не ко мне, но я все-таки отправился следом, так как был немного знаком с художником. Он жил в домике, который выходил на море, упираясь в подножие крутого берега…
В большой комнате с голыми стенами тучный мужчина, засаленный и неопрятный, накладывал кухонным ножом пласты белой краски на большое пустое полотно. Время от времени он приникал лицом к стеклу окна и смотрел на бурю. Море подходило так близко, что казалось, волны ударяют в дом, окутывая его пеной и грохотом. Соленая вода хлестала в окна, подобно граду, и струилась по стенам.
На камине стояла бутылка с сидра рядом с недопитым стаканом. Время от времени Курбе подходил к камину, отпивал несколько глотков и снова возвращался к своему произведению…».
№5. Скалы Этрета — The Sea-Arch at Etretat (The Trustees of the Barber Institute of Fine Arts, Бирмингем, Великобритания)
Курбе восторгался морем, как художник и упивался морем, как пловец. Художник любил часами плавать в холодном море. Моряки называли его «тюленем», однажды он спас молодого человека, потерявшего сознание в трехстах метрах от берега. Эдуард Мане писал: » Когда дело доходит до воды — он Рафаэль воды. Он знает любое ее движение — на глубине или на мелководье, в любое время суток».
Теплое Средиземное море не очень вдохновляло Курбе. Он предпочитал суровое северное побережье Нормандии. Да и знал он нормандское побережье гораздо лучше средиземноморского — художник часто посещал Гавр, Онфлер, Трувилль, Довилль, Этрета. В Нормандии он продемонстрировал новый сюжетный подход к морскому пейзажу.
Курбе радикально отошел от традиционной «морской» живописи, которая до сих пор предполагала подчиненную и вспомогательную роль моря, выступающего в качестве фона для изображения человеческих историй: всяческие военные корабли (что меня лично всегда напрягало в живописи И. Айвазовского), морские битвы, кораблекрушения и другие изображения военно-морской истории (голландцы 17-18 веков, У.Тернер), рыболовные сцены (всем известный «Девятый вал»), элегантные дамы в кринолине на пляже (Э. Буден, ранний К.Моне).
№6. Скалы Этрета — La Falaise d’Étretat (Von der Heydt Museum, Вупперталь, Германия)
Морские пейзажи Курбе безлюдны. Только берег, море и небо. Иногда о человеке напоминают пустые лодки на берегу или маленький парус на горизонте. Впрочем, есть предположение, что интерес Курбе к брошенным лодкам свидетельствует о его недовольстве и обеспокоенности грубым натиском туризма, который губит рыбацкий промысел в приморских городках Нормандии. Художник происходил из фермерской семьи и сочувствовал тяжелой судьбе рыбаков и несправедливости их тяжелой деревенской жизни.
Курбе вдохновляла сама природа. Он любил говорить: «Природа — это я». В ХХ веке Джексон Поллок переиначил его высказывание, заявив о себе: «Я — это природа.»
Курбе называл свои марины — пейзажи моря (Paysage de Mer) и настаивал на таком названии, делая упор на слове море и тем самым, противопоставляя их традиционным морским пейзажам. Тем не менее, одной из особенностей марин Курбе стало (под влиянием Эжена Будена) доминирование неба над морем — на его картинах небо постепенно стало занимать большую половину холста.
№7. Скалы Этрета — The Cliffs at Etretat (Галерея искусств, Йоханнесбург, ЮАР)
Этот малоизвестный вариант с сюжетом Porte d’Aval хранится на другом конце света: в Галерее Искусств Йоханнесбурга (ЮАР) и практически не экспонируется. Это единственная цифровая копия картины, которую удалось найти в Интернет. Если кого-то из вас вдруг занесет в Музей Искусств Йоханнесбурга — буду очень признателен за хорошую цифровую копию.
Пейзажи с утесом La Falaises d’Amont
№8. Скалы Этрета — Étretat. Les Falaises (частная коллекция)
В Этрета Курбе нарисовал серию из трех практически идентичных композиций с утесом La Falaise d’Amont. Эта работа была продана на аукционе Sotheby’s за 3 750 000 долларов.
Современная компоновка форм граничит с абстракцией самого ландшафта. На переднем плане черными, серыми и белыми каракулями художник представляет первую диагональ скалистой береговой линии. Можно четко определить то место, где Курбе разбил свой мольберт. Если вы будете на пляже Этрета — обязательно встаньте на это место!
Отступая, вода оставляет прохладную полосу зеленых водорослей. Затем глубокая тень невидимых нависающих скал. Красная глина морского дна, и затем — блестящее море. Горизонт закрыт тенью проплывающих облаков. Жаркое солнце отражается от скал противоположного берега, который обрамлен справа высоким утесом , уходящим вверх за пределы холста. Его невидимая вершина создает тень на песке. Обратите внимание на блестящую работу ножа Курбе в правом нижнем углу — берег и скалы абсолютно материальны.
№9. Скалы Этрета — The Cliffs at Etretat (Музей Wadsworth Atheneum Museum of Art, США)
Реализм пейзажей Курбе реализм порождал скандалы в академической среде на протяжении всей его жизни. Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»
№10. Этрета под снегом — Plage d’Étretat par un temps de neige (Dieppe Château-Musée)
Уникальная работа из серии Этрета — заснеженные скалы. Скорее всего, художник дорисовал ее по памяти в своей парижской студии.
Лодки на пляже Этрета
В серии «Лодки на пляже Этрета» не так просто определить место, которое изобразил художник — знаменитые утесы и арки не видны. Художник дорисовал картину в своей парижской студии.
№11. Лодки на пляже Этрета — Boats on a Beach, Etretat (Национальная Галерея, Вашингтон, США)
№12. Пляж Этрета — Beach at Etretat, Normandy (Национальная Галерея, Вашингтон, США)
Редкий для Курбе пейзаж — мы видим живых людей. Художник дорисовал картину в своей парижской студии.
№13. Скалы Этрета — The Cliffs at Étretat (частная коллекция)
Малоизвестный вариант с пляжем Этрета — это единственная цифровая копия в Интернете.
Смерч в Этрета — La Trombe
КУрбе лично наблюдал в Нормандии осенний смерч и запечатлел это редкое явление в серии работ.
№14. Смерч в Этрета — La trombe Étretat (Musée des Beaux-Arts, Дижон, Франция)
№15. Смерч в Этрета — The Waterspout (The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк, США)
Ну вот и все о Курбе. Давайте сравним его работы с его знаменитыми предшественниками и последователями в Этрета.
Пост-бонус: скалы Этреты у Делакруа, Моне, Будена, Поленова и Матисса
Эжен Делакруа в Этрета
О нормандском периоде в творчестве Эжена Делакруа читайте здесь.
Эжен Буден в Этрета
С Эженом Буденом Курбе познакомился в 1859 году и встречался во время всех своих нормандских поездок. Глядя на его работы, Курбе восклицал: «Черт побери, вы — как ангел-серафим! Лишь вы один знаете небо!».
В свою очередь Буден вспоминает о Курбе: «Если верить ему, я должен считать себя одним из самых талантливых людей нашей эпохи. Ему правда, кажется, что моя живопись несколько слаба по тону, в чем он, конечно прав».
Мне кажется, что Курбе все-таки не прав. А вам?
Клод Моне в Этрета
Клод Моне неоднократно бывал в Этрета. Он жил здесь в 1868 году с Камиллой и их сыном. Потом возвращался 1883, 1885 и 1886 годах.
Когда Моне в 1883 году посетил регион Этрета с целью создать серию морских пейзажей ( через год после ретроспективного показа в Школе изящных искусств ряда композиций Курбе с видами Этрета) он писал: » Я считаю, что писать скалы Этрета невероятно смелым поступком после того, как их блестяще изобразил Курбе на своих полотнах. Но я всё-таки попробую изобразить их иначе…»
В Этрета Моне встречался с Мопассаном, который в 1886 года записал:
«…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений. На самом деле он больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при разном освещении.
«…По мере того как менялись небеса, он поочередно брал то одно, то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему. Он вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегая нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил их на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое…»
«…Однажды мне удалось подсмотреть, как он поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз он словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул его потоки на полотно. Он писал дождь, только дождь и больше ничего, и за его пеленой лишь угадывались очертания волн, утесов и неба…»
Василий Поленов в Этрета
Не остался в стороне и Василий Поленов. Хотя его имя ассоциируется в первую очередь с картиной «Московский дворик», творческие интересы Поленова простирались далеко за пределы родины: он путешествовал по Европе, побывал в Австрии, Германии, Италии, Франции. В середине семидесятых годов XIX века Поленов вместе с Ильей Репиным провел несколько недель в Нормандии.
В отличие от французских художников, Поленов не поместил скалы в центр композиции, а сделал их фоном для изображения рыбацкой лодки.
Анри Матисс в Этрета
Вот к чему приводит фовизм.
Гюстав Курбе для меня — один из лучших пейзажистов всех времен и народов.
Продолжение исследования морской тематики в творчестве Гюстава Курбе следует.
Маргарита
Очень интересный сайт, красиво написанный. Буду возвращаться и просвещаться 🙂 попала сюда, увидев в поисковике про вашу работу масляной пастелью. Но не нашла на сайте работ этим материалом. Скажите, вы много им пользуетесь?
safiullin
Маргарита — привет. Спасибо за оценку — обязательно возвращайтесь и возвращайтесь.. Буду рад сообщать вам что-то интересное. Что касается масляной пастели, то на сайте в верхнем меню есть раздел МОИ РАБОТЫ и там внутри раздел РИСУНКИ ПАСТЕЛЬЮ (http://safiullin.su/?portfolio-type=risunki-pastelyu). Время от времени я рисую малые форматы масляной пастелью. Это очень своеобразный и интересный материал. Особенная техника по сравнению с маслом — осваиваю ее практически на ощупь, самоучкой — в Сети практически нет серьезных курсов по масляной пастели.
До связи…
Маргарита
Альберт, спасибо за ответ! Обязательно буду заходить и читать еще — у вас много всего, за один раз не пересмотришь 🙂
Вот оно что — я увидела слово «пастель» и подумала, что речь идет о сухой пастели. Но я потом все-таки с помощью гугла нашла ваши работы масляной пастелью — очень здорово получается!
Кстати, я как раз потому, что в сети почти нет информации по масляной пастели, завела небольшой блог про этот материал. Я, конечно, пока не художник, а просто учусь рисовать хорошо, но я выкладываю туда информацию, которую нахожу в англоязычных источниках. Чтобы и у нас могли почитать и узнать масляную пастель поближе 🙂 заходите и вы в гости: oilpastelist.wordpress.com
В 2019 году, кстати, один очень хороший художник, работающий с масляной пастелью, планирует делать обучающие видео на YouTube. Он в основном рисует пейзажи, так что думаю, вам тоже будет интересно. Правда, это будет на английском.
Аббас
Спасибо …хотел сделать копию Курбе …но не мог найти хороших картинок . ..очень интересно .
Аббас
Здравствуйте ! А Вам известен американский импрессионист Эдвард Генри Подхаст …м.б он добавил большего разнообразия в блог .
Альберт Сафиуллин
Конечно, знаком! Добавим…