Несмотря на то, что пейзаж не стал ведущим жанром в творчестве Эжена Делакруа, некоторые его работы, являющиеся подлинными шедеврами пейзажной живописи, оказали влияние на поиски художников следующих поколений.
Обращаясь в видам Нормандии, Делакруа предвосхитил становление национального пейзажа Франции середины ХIХ века. А его достижения в области композиции и колорита легли в основу поисков импрессионистов.
Изображения природы всегда занимали существенное значение в его живописи, однако «чистые» пейзажи Делакруа создает, в основном, в поздний период творческого пути, начиная с 1840-х годов. Художник много путешествует по Франции, посещая такие провинции, как Нормандия, Иль-де-Франс и Аквитания, и привозит с собой множество зарисовок.
Работа акварелью занимает совершенно особое место в творчестве мастера. Исследователи часто подчеркивают влияние английских художников на становление творческого метода Делакруа — в 1825 году художник побывал в Англии, где увидел работы Констебла и Тернера. Однако решающее значение в творчестве Делакруа акварель приобретает в поздний период, особенно во время пребывания в Нормандии.
Обращение к природе этой провинции, ее рассеянному северному свету и бескрайнему морю стало поворотным пунктом в его пейзажной живописи. Нормандские акварели демонстрируют чуткость Делакруа по отношению к особенностям местного ландшафта и правдивость их интерпретации.
Особое впечатления на него произвели грандиозные скалы в Этрета.
Скала Амон в Этрета.
Скала Аваль в Этрета с ее знаменитой монументальной нерукотворной аркой.
Непосредственностью видения, естественностью композиции и умением передать тончайшие состояния атмосферы Делакруа предвосхищает достижения своих последователей — импрессионистов, также обращавшихся к этому мотиву.
Художник улавливает малейшие голубоватые рефлексы от неба и моря на скалах, верно схватывая изменения в их колорите под воздействие света и влажного воздуха.
Благодаря тончайшей тональной разработке он передает и игру открытого солнечного света на камнях и краски вечернего пейзажа. Как нельзя лучше для передачи прозрачности морских волн, разбивающихся о скалы и отливающих многочисленными оттенками и нюансами, подходит акварель с ее легким красочным слоем и просвечивающей сквозь него бумагой.
Фрагменты картины «Скалы возле Дьеппа».
Не только скалы, но и само море, величественное и безграничное, становится ведущим мотивом целого ряда произведений Делакруа. «…Море всегда было моей отрадой, — говорил он, — я могу по три или четыре часа стоять на берегу или на краю скалы, не в силах от него оторваться».
Именно оно является главным «героем» самого знаменитого живописного пейзажа Делакруа «Море в Дьеппе». Композиция картины проста, линия горизонта делит ее на две почти равные части: море, изображенное в непосредственной близости от зрителя, и облачное небо.
Эту работу отличает не только поразительная естественность и непредвзятость видения, но и необыкновенная сила и богатство цвета. Делакруа строит колорит на сочетании дополнительных тонов , в первую очередь глубокого синего и желтоватого, извлекая из этого контраста удивительные живописные эффекты.
«Чем сильнее противоположность, тем больше блеска» — утверждал мастер.
Постоянно наблюдая за жизнью света в природе, за изменением цвета в зависимости от освещения и погодных условий, а также благодаря последним открытиям ученых в этой области Делакруа вырабатывает собственные колористические принципы. Он одним из первых заметил, что «свет, полутон, тень и рефлекс изменяют почти все вещи» (Пио Р. Палитра Делакруа, 1932).
«В картинах Делакруа цвет каждого предмета существует в сложном колористическом контексте, включен в целостную цветовую гармонию, обогащая ее и подчиняясь ей» (Раздольская В.И. Европейское искусство ХIХ века, Классицизм, романтизм., 2005).
Его открытия стали основополагающими в дальнейшем развитии французского искусства. Он намного опережает свое время не только в свободе наложения краски, но дробностью мазка предвосхищает манеру импрессионистов.
(по материалам статьи «Пейзаж в творчестве Эжена Делакруа», Ивасютина М.В.)
Ольга
Раньше Делакруа мне был известен как автор героических и символических работ. Так непривычно видеть в его исполнении спокойные пейзажи после таких картин как «Свобода, ведущая народ» или «Греция на руинах Миссолунги», которые содержат в себе активный призыв к действию. Однако я заметила, что художник предпочитал морские пейзажи. Наверное, это не случайно – морская стихия за внешним спокойствием скрывает опасность.
Светлана
Меня всегда вдохновляли и воодушевляли пейзажи, которые писал Эжен Делакруа. Он четко мог выразить и перенести всю атмосферу и красоту, существующую вокруг него, на холсты. Он знал, как передать настроение.. Особенно потрясают меня морские пейзажи Нормандии. От них так и веет теплом, спокойствием и свободой. Глядя на его работы, ты как будто переноситься на берег моря и чувствуешь морской бриз.. Невероятные картины…