Главная » Блог » Сезанн, Плутарх, Гай Марий и тевтоны — гора Сент-Виктуар (часть 3)

Сезанн, Плутарх, Гай Марий и тевтоны — гора Сент-Виктуар (часть 3)

Гора Сент-Виктуар странным образом на века связала имена Сезанна, Плутарха, Гая Мария и германцев-тевтонов.

  • Сначала римский полководец Гай Марий нанес в 102 году до нашей эры решающее поражение германскому племени тевтонов в окрестностях горы Сент-Виктуар и избавил Древний Рим от угрозы полного уничтожения.
  • Затем сам горный массив получил в честь этой «священной победы»  свое нынешнее название — Сент Виктуар (Священная Виктория). Не исключено, что монастырь Нотр-Дам-де-Сент-Виктуар был построен в 1656 году на фундаменте святилища, воздвигнутого римлянами в честь победы над варварами.
  • Затем древнегреческий историк Плутарх оставил нам подробное описание этой битвы.
  • Затем эту историю узнал Поль Сезанн. Маленький Поль был очень дисциплинированным, старательным и блестящим  учеником. Особенно отмечали его способности к древним языкам и математике. Он писал стихи на латыни и знал наизусть почти всего Гомера и Вергилия, мог и спустя годы цитировать Апулея и Лукреция. Конечно, он не мог не знать историю этого знаменитого сражения.
  • Затем, как мы уже теперь знаем, он в течение 40 лет нарисовал гору Сент-Виктуар как минимум 87 раз и стал одним из самых известных художников всех времен и народов.

Этот пост продолжает обзор всех работ Сезанна, посвященных горе «Священной-Победы». Предыдущие посты смотрите  здесь и здесь.

Большая часть из 14 «горных» работ, представленных здесь, была написана Сезанном около 1898 года, то есть ровно 2000 лет после победы Гая Мария. Поэтому я решил прокомментировать этот «юбилейный» пост выдержками из Плутарха.

Гора Сент-Виктуар Сезанна: работы №24-№37

Итак, посмотрим, как разворачивались события в окрестностях горы Сент-Виктуар в тревожном для Рима 102 году до нашей эры:

Работа №24

Хотел было по инерции написать про художественные особенности этой знаменитой картины Сезанна  «с большой сосной». Но раз уж решил написать такой причудливый пейзажно-исторический пост, значит предоставим слово Плутарху:

«….в Рим пришла молва о кимврах и тевтонах; сперва слухам о силе и многочисленности надвигающихся полчищ не верили, но потом убедились, что они даже уступают действительности. В самом деле, только вооруженных мужчин шло триста тысяч, а за ними толпа женщин и детей, как говорили, превосходившая их числом. Им нужна была земля, которая могла бы прокормить такое множество людей, и города, где они могли бы жить, — так же как галлам, которые, как им было известно, некогда отняли у этрусков лучшую часть Италии…

Сезанн картина La Montagne Sainte Victoire пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire au grand pin — 1886-87 (Washington, Philips Collection)

…Большинство полагало, что они принадлежат к германским племенам, живущим возле Северного океана, как свидетельствуют их огромный рост, голубые глаза, а также и то, что кимврами германцы называют разбойников.

Работа №25

Перед их отвагой и дерзостью нельзя было устоять, а в битве быстротой и силой они были подобны огню, так что натиска их никто не выдерживал и все, на кого они нападали, становились их добычей. От них потерпели бесславное поражение многие армии римлян во главе с управлявшими Заальпийской Галлией полководцами, которые сражались плохо, чем более всего побудили варваров наступать на Рим, ибо, побеждая всех, кого ни встречали, и захватывая богатую добычу, кимвры решили обосноваться на месте не раньше, чем разгромят Рим и опустошат Италию…

Сезанн картина Sainte Victoire grand pin пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire au grand pin -1887(Londres Courtauld Institutes Galleries)

…Узнав обо всем этом, римляне многократно звали Мария встать во главе войска. Он был вторично избран консулом, хотя закон запрещал избирать кандидата, если его нет в Риме и если еще не прошел положенный срок со времени предыдущего консульства. Большой удачей для Мария было, видимо, то обстоятельство, что варвары отхлынули, словно волны, и напали раньше на Испанию: благодаря этому Марий выиграл время для того, чтобы его солдаты окрепли и воспрянули духом, а главное, увидели, каков он сам…

Работа №26

…Марий, узнав, что враги близко, поспешил перейти Альпы и, разбив лагерь близ реки Родана (ныне — река Рона), свез в него много продовольствия, чтобы недостаток самого необходимого не вынудил его вступить в битву до того, как он сам сочтет это нужным. Прежде подвоз всех припасов, в которых нуждалось войско, был долгим и трудным, но Марию удалось облегчить и ускорить дело, проложив путь по морю.

Поль Сезанн рисунок Mont Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин Акварель
Поль Сезанн — Mont Sainte-Victoire (Акварель)

Устье Родана, где волнение и прилив оставляют много ила и морского песка, почти на всю глубину занесено ими, и поэтому грузовым судам трудно и опасно входить в реку. Послав туда праздно стоявшее войско, Марий прорыл огромный ров и, пустив в него воду из реки, провел достаточно глубокий и доступный для самых больших судов канал к более удобному участку побережья, где прибой не затруднял сток речной воды в море. И поныне еще канал носит имя Мария…

Работа №27

…Между тем варвары разделились: кимвры должны были наступать через Норик на Катула и прорваться в Италию, а тевтонам и амбронам предстояло двигаться на Мария вдоль Лигурийского побережья. Кимвры замешкались, а тевтоны и амброны, быстро пройдя весь путь, появились перед римлянами, бесчисленные, страшные, голосом и криком не походившие ни на один народ. Заняв огромную равнину и став лагерем, они принялись вызывать Мария на бой.

Сезанн рисунок La Montagne Sainte-Victoire Акварель пейзаж Сафиуллин
Поль Сезанн -La Montagne Sainte-Victoire (Акварель)-1885-87 (Harward Art Museums)

Однако он пренебрег вызовом и продолжал удерживать воинов в лагере, а слишком уж горячих, рвавшихся в бой и делавших далекие вылазки, резко порицал, называя предателями: ведь сейчас главное не справить триумф или воздвигнуть трофей, но отвратить эту грозовую тучу, этот удар молнии и спасти Италию…

Работа № 28

..Тевтоны, пользуясь бездействием Мария, попытались взять лагерь приступом, но были встречены градом стрел, летевших из-за частокола. Потеряв немало воинов, они решили трогаться дальше, считая, что без труда перевалят через Альпы, и, собравшись, двинулись мимо лагеря римлян, которые лишь теперь, когда варвары бесконечно длинной вереницей шли перед ними, поняли, сколь многочисленны их враги.

Сезанн рисунок La Montagne Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин Акварель 1888
Поль Сезанн- La Montagne Sainte-Victoire (Акварель) -1888-90

Говорят, что это шествие непрерывно тянулось мимо укреплений Мария шесть дней. Проходя под самым валом, тевтоны со смехом спрашивали римских солдат, не желают ли они что-нибудь передать женам, ибо скоро тевтоны будут в Риме…Когда, наконец, варвары миновали лагерь, Марий поднялся и, не спеша, последовал за ними, всякий раз останавливаясь поблизости от них в недоступных местах и воздвигая укрепления, чтобы ночевать в безопасности.

Работа №29

Так достигли они местности, именуемой Секстиевыми Водами ( то есть города Экс-ан-Прованс — родины Сезанна), откуда лишь немного оставалось пройти до Альп.Здесь Марий приготовился дать сражение и занял лагерем неприступный холм (возможно, это и была гора Сент-Виктуар?), на котором не было, однако, воды (этим он хотел, как говорят, еще больше ожесточить солдат)…

Сезанн рисунок La Montagne Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин акварель 1888
Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire (акварель)- 1888

…Когда многие из них стали возмущаться и кричать, что хотят пить, Марий, указав рукой на реку, протекавшую возле вражеского вала, сказал: «Вот вам питье, за которое придется платить кровью». «Так почему же ты не ведешь нас на них, пока кровь в наших жилах еще не высохла?» — спросили воины. «Сперва нужно укрепить лагерь», — спокойно отвечал Марий.

Работа №30

Солдаты подчинились, хотя и с досадой, но рабы, во множестве следовавшие за войском, не имея воды ни для себя, ни для вьючных животных, гурьбой спустились к реке. Они захватили с собой, кроме сосудов, секиры и топоры, а некоторые даже мечи и копья, чтобы добыть воды — пусть даже с бою…

Сезанн картина Montagne Saint Victoire 1890 пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — Montagne Saint-Victoire — 1890 (Musee d’Orsay)

…В тех краях бьют горячие ключи (!) и римляне застигли варваров в такой момент, когда многие из них, окружив эти источники, благодушествовали и предавались праздности, восхищаясь прелестью местности. На крик сражающихся сбежалось много римлян, ибо Марию было трудно удержать солдат, боявшихся за своих рабов. Самые воинственные из варваров — амброны — тоже бросились к оружию. Число их превосходило тридцать тысяч, и они уже нанесли поражение римлянам, сражавшимся под командованием Манлия и Цепиона…

Работа №31

…Хотя тела их были отягощены пищей, а души разгорячены вином и исполнены дерзости, все же они мчались вперед не разъяренной, беспорядочной толпой, а крики, которые они издавали, не были невнятны: ритмично ударяя мечами и копьями о щиты, они все разом подпрыгивали и выкрикивали: «Амброны!», — то ли окликая друг друга, то ли желая таким предупреждением испугать врага.

Сезанн картина Sainte Victoire пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн -La Montagne Sainte-Victoire avec viaduc vue en haut de Montbriand -1890

..Лигуры, первыми из италийцев спустившиеся им навстречу, услышав и разобрав их клич, стали кричать в ответ, что и они, и предки из их рода в род прозывались амбронами. Сперва амброны стояли за рекой, но не успели они переправиться и выстроиться, как лигуры бегом ринулись на врагов, ступивших на берег первыми, и завязали рукопашный бой, а римляне, примчавшиеся с холма на помощь лигурам, налетели на варваров и обратили их в бегство.

Работа № 32

…Многие из амбронов, еще стоявшие у реки, были сброшены в воду своими же и погибли, запрудив русло трупами, а те, кому удалось переправиться, не решались встретить врага лицом к лицу, и римляне гнали их до самых лагерей и повозок, убивая бегущих…

Но тут появились женщины (германские), вооруженные топорами и мечами: со страшным криком напали они и на беглецов, и на преследователей, одних встречая как предателей, других — как врагов. Замешавшись в ряды сражающихся, они голыми руками вырывали у римлян щиты и хватались за мечи, не чувствуя порезов и ран, и только смерть смиряла их отвагу. Так описывают эту битву у реки, происшедшую скорее по воле случая, чем по замыслу полководца.

Сезанн рисунок Mountain Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин акварель 1890
Поль Сезанн -The Chateau Noir and the Mountain Sainte-Victoire (акварель)-1890-95

Перебив множество амбронов, римляне с наступлением сумерек отошли…Лагерь их не был защищен ни валом, ни частоколом, а внизу (!) еще оставалось несчетное множество непобедимых варваров…Всю ночь раздавались их жалобы, похожие больше на звериный рык и вой, чем на человеческий плач и стенания; с жалобами смешивались тысячеустые угрозы и вопли, их повторяли окрестные горы и речная долина, наполняя округу страшным гулом, а сердца — римлян — ужасом.

Работа № 33

Сам Марий был в смятении, опасаясь, как бы не началось беспорядочное, бессмысленное ночное сражение. Однако враги не напали ни в эту ночь, ни на следующий день, употребив все время на подготовку к бою.

Сезанн картина Гора Сент Виктуар 1890 пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар-1890

Между тем Марий, увидев, что над головой варваров нависают лесистые склоны, прорезанные ущельями (!), сплошь заросшими дубами, послал Клавдия Марцелла с тремя тысячами тяжело вооруженных воинов, приказав ему укрыться в засаде и во время битвы напасть на врага с тыла. Остальных пехотинцев, выспавшихся и рано позавтракавших, он с рассветом выстроил перед лагерем, а конницу выслал вперед, на равнину.

Работа № 34

…Увидев это, тевтоны, не дождавшись, пока римляне спустятся вниз и положение сражающихся сторон уравняется, второпях схватили оружие и в гневе бросились вверх по холму. Марий разослал во все стороны начальников с приказом твердо стоять на месте и, когда неприятель окажется в пределах досягаемости, забросать его копьями, а затем пустить в ход мечи и сталкивать врагов щитами: покатое место лишит их удары силы и расшатает сомкнутый строй, ибо на такой крутизне (!) трудно стоять твердо и удерживать равновесие.

Это Марий внушал всем, и сам первый на деле показывал пример, никому не уступая силой и ловкостью и далеко превосходя всех отвагой.

Сезанн картина гора Сент-Виктуар 1894 пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар- 1890-94 (National Gallery of Scottland, Edinburg)

Римляне, принимая и отражая натиск рвавшихся вверх варваров, стали сами понемногу теснить противника и, в конце концов, спустились на ровное место. Пока передние ряды варваров строились на равнине в боевой порядок, в задних возникло замешательство и поднялся крик. Когда его звук долетел до холмов, Марцелл, поняв, что удобный момент настал, поднял своих солдат и с воинственным кличем напал на варваров с тыла, убивая стоявших в последних рядах.

Работа №35

Те, увлекая за собой соседей, вскоре привели в смятение все войско, которое недолго сопротивлялось двойному удару римлян, но, смешавшись в беспорядочную толпу, обратилось в бегство.

Сезанн рисунок La Montagne Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue de Bellevue-1892-95

Преследуя бегущих, римляне убили и взяли в плен больше ста тысяч человек, захватили палатки, повозки и деньги, а все, что уцелело от разграбления, решили отдать Марию. Однако все считали, что даже этот богатейший дар — недостаточная награда для полководца, отвратившего столь огромную опасность.

Работа №36

…Впрочем, некоторые сообщают о подаренной Марию добыче и о числе убитых другие сведения. Во всяком случае, жители Массилии (ныне Марсель) костями павших огораживали виноградники, а земля, в которой истлели мертвые тела, стала после зимних дождей такой тучной от наполнившего ее на большую глубину перегноя, что принесла в конце лета небывало обильные плоды, чем подтвердились слова Архилоха, что так вот и удобряется пашня.

Сезанн рисунок Montagne Saint Victiore пейзажи природы Сафиуллин акварель 1890
Поль Сезанн — Montagne Saint Victiore (акварель) -1890-95

…После битвы Марий отобрал из варварского оружия и добычи все самое лучшее и наименее пострадавшее, чтобы придать великолепие своему триумфальному шествию, а из остального велел сложить огромный костер и принес великолепную жертву.

Работа № 37

Воины стояли вокруг в полном вооружении, с венками на голове, а сам он, препоясанный по обычаю предков и одетый в тогу с пурпурной каймой, взял в каждую руку по горящему факелу, вознес их к небу и уже готов был поджечь костер, как вдруг показались его друзья, быстро мчавшиеся к нему на конях…

Сезанн картина La Montagne Sainte Victoire пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн -La Montagne Sainte-Victoire vue du bosquet du Château Noir -1894-1900

…Все смолкли в ожидании, а прибывшие, подъехав ближе и спешившись, приветствовали Мария, сообщили ему, что он в пятый раз избран консулом, и вручили письма. Эта радостная весть увеличила победное ликование, и воины излили свой восторг в рукоплесканиях и бряцании оружия, военные трибуны увенчали Мария лавровым венком, а затем он поджег костер и завершил жертвоприношение…»

(Продолжение следует)

 

Подписаться Альберт Сафиуллин:
Любознательный москвич. Художник-пейзажист. Любитель истории, научной публицистики и рыбалки. Интересуюсь эволюцией человека. Люблю путешествовать и созерцать природу.
Самые свежие посты от

7 Responses

  1. Александр
    | Ответить

    Шикарнейшие работы, стирающий черту между прошлым и настоящим. Если бы на уроках истории предоставляли подобные «работы», увеличивающий интерес к истории, то куда больше детей любили бы этот предмет. Отличный подбор сочетания красок вкупе с текстом вызывает мурашки по коже. Возможно, однажды и про нас создадут такую серию картин…
    Очень хотелось бы поскорее увидеть продолжение серии этих работ)

  2. Notabene
    | Ответить

    Мне всегда нравились импрессионисты, хотя Сезанн, пожалуй, меньше Мане и Моне. А статья оригинальная — необычное сочетание картин Сезанна, изображающих гору, и истории самой горы. Я интересуюсь античной историей и из статьи узнала много нового для себя. Моих познаний во французском и живописи хватило, чтобы понять названия картин в подписях, но стоило бы приводить и русские названия.

  3. Арина
    | Ответить

    Очень впечатляет данное творчество. Поль Сезанн отлично передает в своих картинах настроение живописной природы, можно долго всматриваться в мелочи и все равно что-то упустить. Его картины завораживают, с одной стороны, можно подумать, что они выполнены наспех, но всмотревшись, замечательно видны все детали произведения. Мне больше нравятся его картины в ярких цветах.

  4. Дмитрий
    | Ответить

    Если бы раньше мне показали бы такие работы, то у меня бы резко вырос интерес к изобразительному искусству и истории в школе. Я конечно видел работы постимпрессионизма, но Поль Сезанн поразил меня как художник. Также я обращаю внимание на описание перед картиной, которая заставляет вникнуться в нее еще больше и представить те события, которые хотел изобразить Поль

  5. Анастасия
    | Ответить

    Поль Сезанн — мастер своего дела. Работы притягивают внимание, и каждую из картин можно рассматривать долгое время. Пейзажи такие контрастные, как будто являются иллюстрацией к какой-нибудь сказки. И в независимости от того, как выполнена работа — в красках или наброском, они одинаково прекрасны, и могут служить источником вдохновения для таких же творческих людей, как и этот художник.

  6. Арсений
    | Ответить

    Альберт, замечательный пост. Спасибо большое, говорю как любитель Плутарха и Сезана 🙂

    • safiullin
      | Ответить

      Арсений — спасибо за комментарий. Всегда приятно встретить единомышленника..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *