Сегодня пейзаж дня — картина российского художника-модерниста Роберта Фалька «Домик у моря. Бретань».
Для этой публикации есть три веские причины: люблю пейзажи Фалька, люблю море и люблю Бретань. А домик у моря в Бретани — просто несбыточная мечта. Полностью подтверждаю слова художника: «Здесь в Бретани…особый восторг я испытываю от воздуха: он весь пропитан запахом йода — это от водорослей, остающихся после прилива.» А ведь еще есть бретонские устрицы!
Роберт Рафаилович Фальк — выдающийся художник, один из основателей группы авангардистов «Бубновый валет» и последователь Поля Сезанна уехал во Францию в 1928 году в творческую командировку. Так делали в 20-е годы многие русские художники и большинство их них обратно не возвращалось. Однако Фальк совершил поразительный и совершенно уникальный среди его коллег по цеху поступок — после 10 лет успешного творчества во Франции он решил в 1937 (!) году вернуться в СССР. Точные причины для этого решения уже вряд ли станут известны. Еще более поразительно, что на Родине он не был арестован и остался жив — такое решение НКВД образца 1937 года также трудно объяснимо. Более того, по просьбе бывших соратников по «Бубновому валету» Александра Куприна и Василия Рождественского и при активной помощи «сталинского сокола» лётчика-героя Андрея Юмашева Фальк получил от властей мастерскую в известном Доме Перцовой.
Но художник не стал изображать мускулистых ударников и стахановцев и неизбежно был зачислен в «формалисты», попал в вечную опалу и прожил в полной нищете, изоляции и забвении всю оставшуюся жизнь. Его работы не принимались советскими музеями и расходились по частным коллекциям поклонников и друзей. Даже смерть Сталина ничего не изменила — именно на работе Фалька Никита Хрущев «сломался» и стал вопить на печально знаменитой выставке в Манеже в 1962 году. Ставшая крылатой фраза Хрущева: «Это что за мазня?» – «Это ״Обнаженная״ Фалька». –
«Голая Валька? Да кто на такую Вальку захочет залезть?» — скорее всего придумана, но вошла в историю.
Настоящий талант все равно пробивает себе дорогу, Роберт Фальк давно признан во всем мире и его творчество постепенно возвращается на Родину.
Неизвестно, как это бретонское сокровище оказалось в областном художественном музее города Иваново. Вряд ли удалось бы увидеть эту картину воочию, если бы не прекрасная выставка русского авангарда в Еврейском музее и Центре толерантности.
Роберт Фальк (Россия, СССР, 1886-1958)
Домик у моря. Бретань
1934-1935
Холст, масло, 59 х 72
Ивановский областной художественный музей«…Эта работа стоит особняком среди французских пейзажей Фалька. В акварельном эскизе к этой работе (см. ниже) еще превалируют натурные впечатления: в центре рябит от пятен далеких рыбацких судов, световая среда аморфна, на левом фланге композиция приобретает шаткость. Пейзаж, написанный маслом, лишен этих недостатков, уравновешен в избранном формате, насыщен густой, плавкой фактурой. Он интересен тем, что создан с учетом коррекции зрительного восприятия живописца, перемен в физиологии его видения.
Опустевший центр холста — не только оправданный композиционный прием, но и особенность оптики наблюдателя. Фальк «передает такое состояние, которое бывает иногда, когда от солнечного света перед глазами стоят желтые и синие круги» — при небесспорности этого утверждения в целом, верно подмечена физиологическая субъективность видимого и внимание художника к этим зрительным искажениям. С некоторой условностью можно назвать «Домик у моря. Бретань» живописной аберрацией пейзажа с целью максимального расширения цветового ареала картинного пространства. Цветом здесь написан как свет в пейзаже, так и свет, проникающий в глаз наблюдателя и удивительно, аномально изменяющий оптику…»
(Источник: Антон Успенский «Счастье живописца. Роберт Фальк», Москва, 2020)
Роберт Фальк (Россия, СССР, 1886-1958)
Домик у моря. Бретань — эскиз
1934
Акварель, гуашь, бумага, 73 х 62
Государственная Третьяковская галереяПолезно сравнить стиль Фалька с работами признанного мастера бретонских пейзажей художника-постимпрессиониста Анри Море́ — смотрите картину Море́ здесь. Сравните дробные мазки кисти, фактуру и палитру — впечатляющие аналогии и очевидная разница.
Также интересно сравнить Бретонское побережье с Азовским морем — для этого посмотрим на пейзаж «Берег моря в Бердянске», который Фальк написал в 1924 году. Разница советского и французского периода в творчестве художника очевидна.
Сам художник писал: «Изумительный французский свет, который дает тончайший цвет… Живопись моя вступила в благоприятную фазу. Появляется (я это так называю) некоторая ритмическая свобода, фактура иногда начинает оживать. До чего мне странно, насколько ощущение фактуры у меня было совершенно утеряно многие годы. Конечно, о фактуре не нужно много думать. Ее нельзя делать, но она должна быть собой.»
Роберт Фальк (Россия, СССР, 1886-1958)
Берег моря в Бердянске
1924
Холст, масло, 51 х 78
Частная коллекцияИ все-таки любопытно, почему он вернулся…
Добавить комментарий