Еще одна незаметная картина в маленьком угловом зале № 13 Галереи импрессионистов (ГМИИ им. А.С.Пушкина) — морской пейзаж американского художника Джеймса Уистлера. О другой незаметной картине в зале №13 читайте здесь.
Джеймс Уистлер в России
В центре зала под толстым стеклом висит небольшая картина. Стекло отчаянно бликует и рассмотреть картину совсем непросто. Нужно изогнуться и подобрать правильный угол зрения, чтобы оценить работу художника по достоинству. На первый взгляд и рассматривать нечего — какой-то маленький непрорисованный набросок с минимумом деталей и причудливым названием.
![]() | ![]() |
С другой стороны, по мнению музея «в этой небольшой работе нашел свое выражение зрелый стиль мастера, основанный на тональной гармонии…»
Каждый раз при посещении Пушкинского эта невзрачная картина вызывала немой вопрос — почему и чем она заинтересовала в начале XX века опытного коллекционера Сергея Щукина на фоне Моне, Ренуара и Ван Гога, блистающих в соседних залах.
«Аранжировка голубого и чёрного (Голубое море)» — Arrangement in Blue and Black (Blue Sea)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
Около 1888, дерево, масло, 14 х 23 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва)
Приобретена С.И. Щукиным в 1899 г. в галерее Бернхейма-младшего, Париж.
Не очень понятно, когда был написан пейзаж.
Точная датировка картины в зале музея отсутствует (см. фото таблички). Сайт Пушкинского музея предположительно относит этот этюд к группе пейзажей, созданных художником в 1888 году во время свадебного путешествия с женой Беатрис вдоль берегов Луары и в Бретани. В других источниках работа датируется просто концом XIX века.
В конце текста стант понятно, почему вопрос с датировкой меня так заинтересовал.
Американцы в России
Сравнить эту работу с другими американскими картинами в коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова трудно — работы американских художников конца XIX/начала XX веков в собраниях Пушкинского музея и Эрмитажа можно пересчитать буквально по пальцам (как, впрочем, и во всех остальных российских музеях).
Считавшееся провинциальным и маргинальным американское искусство XIX-XX веков редко привлекало к себе внимание русских коллекционеров, а с приходом Советской власти приток новых картин из США прекратился полностью, но уже по другим причинам.
В результате практически невозможно (я не смог) увидеть в российских государственных музеях работы американских художников, датированной позже 1917 года. Исключение составляют примерно 80 картин американского реалиста Рокуэла Кента (известного в основном в Советском Союзе), которые он преподнес в дар советскому народу, но это уже тема для отдельного текста.
Сергей Щукин мог заинтересоваться творчеством Уистлера после того, как увидел его произведения в 1899 году на международной выставке объединения «Мир искусства», организованной Сергеем Дягилевым.
В России есть всего два пейзажа работы Уистлера и оба были приобретены московским купцом Сергеем Щукиным. Будучи в Эрмитаже, обратил там внимание на второй пейзаж Уистлера и он вызвал еще больше вопросов (к Сергею Щукину).
«Берег моря: серое и черное (Серое море)»
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1880–1890, дерево, масло. 13,6 х 23,6 см
Государственный Эрмитаж (С. Петербург)
Не то чтобы все здесь серое и черное, но очень и очень все схематичное и небрежное. Зачем этод этюд понадобился купцу Щукину?
Захотелось в этом разобраться и вот, что получилось…
Джеймс Уистлер — биография художника
Джеймс Уистлер (1834-1903) — выдающийся американский художник — родился в родился в Лоуэлле (штат Массачусетс, США). Когда его отца Николай I пригласил строить железную дорогу из Санкт-Петербурга в Москву, приехал в Россию и жил там шесть лет. Поэтому однажды он даже заявил, что родился в России.
Отец Уистлера был инженером и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Джеймс пошел своим путем, но любовь к «инженерным» конструкциям прослеживается в его пейзажах с мостами, набережными, портами и каналами. Мать часто водила сына в Эрмитаж. В Санкт-Петербурге он начал заниматься живописью у домашнего учителя А.Корицкого, а потом и в классе Академии художеств. Опасаясь, что эпидемия холеры (свирепствовавшая в те годы в России) доберется до столицы, Уистлер-старший отослал сына в Штаты — опасения не были напрасными: отец вскоре умер от осложнений холеры. Окончательное решение профессионально заниматься изобразительным искусством Уистлер принял вскоре после отчисления из военно-инженерной Академии в Вест-Пойнте (США).
Уистлер прошел свой длинный творческий путь в живописи от реализма через импрессионизм к тонализмуи символизму. Постепенно сюжет перестал иметь для мастера большое значение. Работы становились все более обобщенными и лаконичными. Вот эти лаконичные работы и приобрел Сергей Щукин.
Уистлера часто критиковали, что в его картинах не видно ни проделанной художником работы, ни сюжета, ни какого-либо нравственного урока. Картины художника эпатировали публику своей «варварской цветовой гаммой». В 1877 году критик Джон Рёскин резко выразился о картине Уистлера «Ноктюрн в черном и золотом цветах. Падающая ракета» : «Несмотря на то, что я был наслышан о наглости кокни, однако, я не ожидал увидеть шута, который просит двести гиней за то, что тот плеснул ведро краски в лицо публике».
Глядя на два пейзажа, купленные С.Щукиным, поначалу кажется , что критик были в чем-то правы.
Большую часть жизни Уистлер провёл между Лондоном и Парижем, где и сформировался основной художественный прием Уистлера — запоминать целое (сложные оттенки берега, воды, неба), отбрасывать детали (люди, лодки), а потом воспроизводить по памяти, по впечатлению, по настроению. Он не одобрял работу на пленэре и говорил, что «писать с натуры лучше всего дома».
В конце концов, Уистлера признали — и что важно — при жизни. Окончательное международное признание пришло к Уистлеру во время Всемирной выставки в Париже 1900 года, где он получил Гран-при (вместе с В. Серовым и К.Коровиным).
Картины Уистлера требуют умиротворения и созерцания… постепенно начинаешь понимать причудливые музыкальные названия его работ: ноктюрны, аранжировки, гармонии, симфонии и импровизации с различными оттенками нетрадиционных цветов.
Склонность художника к упрощению и абстрагированию своих сюжетов заложила основу для радикального модернизма в начале XX века.
Уистлер был ярким, остроумным и эксцентричным человеком — шоумен, пижон-хипстер, позер, выскочка, полемист, литератор, реформатор: почетный член Академии художеств в Мюнхене, кавалер Ордена Почетного легиона, автор трактата «Изящное искусство создавать себе врагов».
Джеймс Уистлер в зарубежных музеях
Как выглядят другие работы Уистлера? Для сравнения, как говорится, «яблока с яблоком» здесь отобраны 9 морских пейзажей Уистлера из американских музеев. Работы выполнены художником в разное время и позволяют оценить эволюцию его цветовой гаммы и сюжетного подхода.
«Баттерси Рич» (Battersea Reach)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1863, холст, масло, 50.8 × 76.36 cm
National Gallery of Art, Washington (США)
Ну это совсем «другой» Уистлер! Молодой, яркий, многоцветный и в меру детальный…
Джеймс Уистлер всегда был очарован морем и писал морские пейзажи на протяжении всей своей творческой карьеры. В течение нескольких лет, начиная с 1855 года, американский художник-экспатриант делил свое время между Лондоном и Парижем. Сюжет с видами реки Темзы был очень популярным в работах Уистлера, после того, как он переехал в Лондон в 1863 году.
«Серый и Серебряный: Старый Баттерси-Рич» (Grey and Silver: Old Battersea Reach)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1863, холст, масло, 50.8 × 68.6 cm
The Art Institute of Chicago (США)
Уже намечается уход в серые и блеклые тона. Вся картина написана тонкой палитрой серого и коричневого, что предвосхищает последующий интерес Уистлера к тонким тональным гармониям. Известно,что в этот период художник находился под влиянием релистической и пастозной живописи Гюстава Курбе.
«Трувиль» (Серый и зеленый, серебряное море) — Trouville (Grey and Green, the Silver Sea)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1865, холст, масло, 51.5 × 77.2 cm
The Art Institute of Chicago (США)
Уистлер поддерживал тесные связи с Францией в лондонские годы и в 1865 году написал серию морских пейзажей в французском курортном городе Трувиль в Нормандии вместе со своим друзьями: Гюставом Курбе, Шарлем Добиньи и Клодом Моне . Там он экспериментировал с упрощением сюжета и ограничением палитры. Высокий горизонт, узкая полоса неба и четыре парусника — вот и весь сюжет. Широкие горизонтальные мазки кистью и очень сдержанная палитра, ограниченная бледно-зелеными и мягкими серыми оттенками, еще больше способствуют инновационной для тех времен, плоской перспективе этой картины. Явно ощущается интерес Уистлера к японским гравюрам с их простой передачей глубины и пространства.
«Ноктюрн с Темзой» (Thames Nocturne)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
около 1872, холст, масло, 18-1/4 x 30-1/4 in.
Indianapolis Museum of Art (США)
В своей серии ночных пейзажей о Темзе Уистлер продолжает работать с ограниченной палитрой и приемами японских гравюр. Художник долго сидел по ночам в лодке, чтобы запомнить тихую речную сцену с ее тонкими оттенками цвета, а затем быстро рисовал ее в своей студии, пока память не исчезла. Один из друзей Уистлера предложил для названия этой картины музыкальный термин «ноктюрн» — короткую и мечтательную музыкальную композицию, наводящую на мысли о ночи. Уистлер с энтузиазмом принял предложение и в дальнейшем часто использовал музываельные термины в названиях своих работ.
«Ноктюрн: Синий и Золотой: Саутгемптон-Уотер» (Nocturne: Blue and Gold—Southampton Water)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1872, холст, масло, 50.5 × 76 cm
The Art Institute of Chicago (США)
Вам ничего не напоминает этот ноктюрн?
Правильно. В этом же году, но на другом берегу Ла-Манша (или, если хотите, Английского канала) Клод Моне написал в Гавре свой знаменитый новаторский пейзаж «Впечатление. Восход солнца» и положил начало импрессионизму. И хотя Уистлер скорее всего изобразил не восход, а закат солнца — согласитесь, его работа явно перекликается с Моне и также свидетельствуют о скором приближении новой эпохи в живописи.
Картина не имеет никакого повествовательного подтекста — это просто эстетическая аранжировка (ноктюрн) цвета и формы на плоской поверхности.
Туманная лунная ночь на выходе в Английский пролив (или, если хотите, Ла-Манш), к юго-западу от Лондона. Впрочем, специфика места не иметт для художника никакого значения. Вместо этого Уистлера интересует тонкая гармония оттенков синего, акцентированная золотыми штрихами. Смазывая и затеняя формы далеких лодок, он формирует ночной цвет и составляет основной фокус картины. Ночные видения — ноктюрны Уистлера были предшественниками художественных экспериментов с абстракцией, которые последуют в следующем столетии.
«Церковь San Giorgio Maggiore» (The Church of San Giorgio Maggiore)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1880, контурный карандаш и пастель на коричневой бумаге, 20 × 29.69
National Gallery of Art, Washington (США)
Судебные тяжбы отвернули от Уистлера многих меценатов и покровителей и в 1879 году художник объявил о своем банкротстве. Для того, чтобы заработать, он отправился в Италию по поручению Общества изящных искусств, чтобы сделать двенадцать офортов Венеции.
«Сцена на берегу, купальщики» (Coast Scene, Bathers)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1884/85, холст, масло, 13.8 × 22.1 cm
The Art Institute of Chicago (США)
Эта картина практически целиком написана широкими горизонтальными полосами серого и синего цвета — хорошо узнаваемый фирменный стиль, который постепенно формируется в морских пейзажах Уистлера. Очень просто, но выразительно, масштабно и атмосферно.
Картина была написана на пленэре — практика, к которой художник вернулся в 1880-х годах. Работа на открытом воздухе сразу внесла отличительный цветовой сдвиг в палитре художника — в отличие от ноктюрнов предыдущего десятилетия, написанных в студии.
«Фиолетовый и Серебряный — глубокое море» (Violet and Silver — The Deep Sea)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1893, холст, масло, 50.2 × 73.3 cm
The Art Institute of Chicago (США)
После многих лет морских пейзажей малых размеров Уистлер ненадолго вернулся к широкоформатному полотну, чтобы запечатлеть эффекты жаркого летнего дня на побережье Бретани. Художник написал эту картину во время плавания у побережья, когда один из членов экипажа поставил лодку на якорь. Это объясняет энергичное обращение с краской и густые пастозные мазки, видимые по всей композиции, особенно в облаках и штормовых волнах.
«Море в Пурвиле» (The Sea, Pourville)
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1899, дерево, масло, 13.3 x 23.8 cm
Terra Museum of American Art (США)
Картина изображает пляж в Pourville-sur-Mer, недалеко от Дьеппа в Нормандии. После после смерти его жены Беатрис Бирни Филип Годвин в 1896 году художник постоянно путешествовал в поисках утешения. Он останавливался в Пурвиль-сюр-Мер в течение нескольких недель в конце лета 1899 года, выздоравливая от повторяющейся болезни.
Сцена состоит из трех широких полос: облачное небо, зеленое море и мягкий песок. Схематичные фигуры, разбросанные среди волн и пляжа, свидетельствуют о популярности Пурвиля, как морского курорта, но приглушенная палитра Уистлера и признаки ветреного пасмурного дня вызывают ощущение осеннего холода. Несмотря на минимализм и миниатюрный размер, картина наполнена пространством. Иллюзия уходящего вдаль моря искусно и лаконично передается с помощью с формы облаков и более темной зеленой линии на горизонте, где появляется дальний корабль.
Уровень высоты, с которой открывается вид на пляж и море предполагает, что картина была написана с балкона его гостиничного номера в Pavillon-Madaleine. Это позволяло ему рисовать на открытом воздухе, даже оставаясь больным.
Пожалуй, это мой любимый пейзаж Уистлера, и теперь я лучше понимаю, почему.
Картина «Море в Пурвиле» была написана в 1899 году, то есть ровно тогда, когда Сергей Щукин приобрел в Париже пейзаж «Аранжировка голубого и чёрного (Голубое море)», хранящийся ныне в Пушкинском музее (смотрите начало текста).
«Аранжировка голубого и черного…» из Пушкинского музея удивительным образом выглядит, как предварительный этюд для «Моря в Пурвиле» — даже размеры совпадают!
Если верить музейной датировке на сайте Пушкинского музея, эти две работы разделяет больше десяти лет и написаны они в разных местах.
А вот если верить другим версиям датировки, например табличке с описанием в зале Пушкинского музея, на которой датировка просто, то вполне вероятно, что «Аранжировка голубого и черного…» также была написана Уистлером в Пурвиле в 1899 году и послужила предваритьельным этюдом для «Моря в Пурвиле».
Немного жалко, что Сергею Щукину достался этюд, а законченный вариант картины «уплыл» в американскую коллекцию.
Эпилог
Я долго не мог понять, что еще мне напоминает «Море в Пурвиле» и под конец вспомнил — первую картину маслом Ван Гога, о удивительных приключениях которой я написал здесь.
Найдите сходство и почувствуйте разницу…

Добавить комментарий