» » » » Джеймс Уистлер — морские пейзажи

Джеймс Уистлер — морские пейзажи

Еще одна незаметная картина в маленьком угловом зале № 13 Галереи импрессионистов (ГМИИ им. А.С.Пушкина) — морской пейзаж американского художника Джеймса Уистлера. О другой незаметной картине в зале №13 читайте здесь.

Джеймс Уистлер в России

В центре зала под толстым стеклом висит небольшая картина. Стекло отчаянно бликует и рассмотреть картину совсем непросто. Нужно изогнуться и подобрать правильный угол зрения, чтобы оценить работу художника по достоинству. На первый взгляд и рассматривать нечего — какой-то маленький непрорисованный набросок с минимумом деталей и причудливым названием.

James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

С другой стороны, по мнению музея «в этой небольшой работе нашел свое выражение зрелый стиль мастера, основанный на тональной гармонии…» 

Каждый раз при посещении Пушкинского эта невзрачная картина вызывала немой вопрос — почему и чем она заинтересовала в начале XX века опытного коллекционера Сергея Щукина на фоне Моне, Ренуара и Ван Гога, блистающих в соседних залах.

«Аранжировка голубого и чёрного (Голубое море)» — Arrangement in Blue and Black (Blue Sea)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
Около 1888, дерево, масло, 14 х 23 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва)

Приобретена С.И. Щукиным в 1899 г. в галерее Бернхейма-младшего, Париж.

Не очень понятно, когда был написан пейзаж.

Точная датировка картины в зале музея отсутствует (см. фото таблички). Сайт Пушкинского музея предположительно относит этот этюд к группе пейзажей, созданных художником в 1888 году во время свадебного путешествия с женой Беатрис вдоль берегов Луары и в Бретани. В других источниках работа датируется просто концом XIX века.

В конце текста стант понятно, почему вопрос с датировкой меня так заинтересовал.James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Американцы в России

Сравнить эту работу с другими американскими картинами в коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова трудно — работы американских художников конца XIX/начала XX веков в собраниях Пушкинского музея и Эрмитажа можно пересчитать буквально по пальцам (как, впрочем, и во всех остальных российских музеях).

Считавшееся провинциальным и маргинальным американское искусство XIX-XX веков редко привлекало к себе внимание русских коллекционеров, а с приходом Советской власти приток новых картин из США прекратился полностью, но уже по другим причинам.

В результате практически невозможно (я не смог) увидеть в российских государственных музеях работы американских художников, датированной позже 1917 года. Исключение составляют примерно 80 картин американского реалиста Рокуэла Кента (известного в основном в Советском Союзе), которые он преподнес в дар советскому народу, но это уже тема для отдельного текста.

Сергей Щукин мог заинтересоваться творчеством Уистлера после того, как увидел его произведения в 1899 году на международной выставке объединения «Мир искусства», организованной Сергеем Дягилевым.

В России есть всего два пейзажа работы Уистлера и оба были приобретены московским купцом Сергеем Щукиным. Будучи в Эрмитаже, обратил там внимание на второй пейзаж Уистлера и он вызвал еще больше вопросов (к Сергею Щукину).

«Берег моря: серое и черное (Серое море)»

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)
1880–1890, дерево, масло. 13,6 х 23,6 см
Государственный Эрмитаж (С. Петербург)
Не то чтобы все здесь серое и черное, но очень и очень все схематичное и небрежное. Зачем этод этюд понадобился купцу Щукину?James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Захотелось в этом разобраться и вот, что получилось…

Джеймс Уистлер — биография художника

Джеймс Уистлер (1834-1903) — выдающийся американский художник — родился в родился в Лоуэлле (штат Массачусетс, США). Когда его отца Николай I пригласил строить железную дорогу из Санкт-Петербурга в Москву, приехал в Россию и жил там шесть лет. Поэтому однажды он даже заявил, что родился в России.

Отец Уистлера был инженером и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Джеймс пошел своим путем, но любовь к «инженерным» конструкциям прослеживается в его пейзажах с мостами, набережными, портами и каналами. Мать часто водила сына в Эрмитаж. В Санкт-Петербурге он начал заниматься живописью у домашнего учителя А.Корицкого, а потом и в классе Академии художеств. Опасаясь, что эпидемия холеры (свирепствовавшая в те годы в России) доберется до столицы, Уистлер-старший отослал сына в Штаты — опасения не были напрасными: отец вскоре умер от осложнений холеры. Окончательное решение профессионально заниматься изобразительным искусством Уистлер принял вскоре после отчисления из военно-инженерной Академии в Вест-Пойнте (США).

Уистлер прошел свой длинный творческий путь в живописи от реализма через импрессионизм к тонализмуи символизму. Постепенно сюжет перестал иметь для мастера большое значение. Работы становились все более обобщенными и лаконичными. Вот эти лаконичные работы и приобрел Сергей Щукин.

Уистлера часто критиковали, что в его картинах не видно ни проделанной художником работы, ни сюжета, ни какого-либо нравственного урока. Картины художника эпатировали публику своей «варварской цветовой гаммой».  В 1877 году критик Джон Рёскин резко выразился о картине Уистлера «Ноктюрн в черном и золотом цветах. Падающая ракета» : «Несмотря на то, что я был наслышан о наглости кокни, однако, я не ожидал увидеть шута, который просит двести гиней за то, что тот плеснул ведро краски в лицо публике».

Глядя на два пейзажа, купленные С.Щукиным, поначалу кажется , что критик были в чем-то правы.

Большую часть жизни Уистлер провёл между Лондоном и Парижем, где и сформировался основной художественный прием Уистлера — запоминать целое (сложные оттенки берега, воды, неба), отбрасывать детали (люди, лодки), а потом воспроизводить по памяти, по впечатлению, по настроению. Он не одобрял работу на пленэре и говорил, что «писать с натуры лучше всего дома».

В конце концов, Уистлера признали — и что важно — при жизни. Окончательное международное признание пришло к Уистлеру во время Всемирной выставки в Париже 1900 года, где он получил Гран-при (вместе с В. Серовым и К.Коровиным).

Картины Уистлера требуют умиротворения и созерцания… постепенно начинаешь понимать причудливые музыкальные названия его работ: ноктюрны, аранжировки, гармонии, симфонии и импровизации с различными оттенками нетрадиционных цветов.

Склонность художника к упрощению и абстрагированию своих сюжетов заложила основу для радикального модернизма в начале XX века.

Уистлер был  ярким, остроумным и эксцентричным человеком — шоумен, пижон-хипстер, позер, выскочка, полемист, литератор, реформатор: почетный член Академии художеств в Мюнхене, кавалер Ордена Почетного легиона, автор трактата «Изящное искусство создавать себе врагов».

Джеймс Уистлер в зарубежных музеях 

Как выглядят другие работы Уистлера? Для сравнения, как говорится, «яблока с яблоком» здесь отобраны 9 морских пейзажей Уистлера из американских музеев. Работы выполнены художником в разное время и позволяют оценить эволюцию его цветовой гаммы и сюжетного подхода.

«Баттерси Рич» (Battersea Reach)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

1863, холст, масло, 50.8 × 76.36 cm

National Gallery of Art, Washington (США)

Ну это совсем «другой» Уистлер! Молодой, яркий, многоцветный и в меру детальный…

Джеймс Уистлер всегда был очарован морем и писал морские пейзажи на протяжении всей своей творческой карьеры. В течение нескольких лет, начиная с 1855 года, американский художник-экспатриант делил свое время между Лондоном и Парижем. Сюжет с видами реки Темзы был очень популярным в работах Уистлера, после того, как он переехал в Лондон в 1863 году.James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Серый и Серебряный: Старый Баттерси-Рич» (Grey and Silver: Old Battersea Reach)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

1863, холст, масло, 50.8 × 68.6 cm

The Art Institute of Chicago (США)

Уже намечается уход в серые и блеклые тона. Вся картина написана тонкой палитрой серого и коричневого, что предвосхищает  последующий интерес Уистлера к тонким тональным гармониям. Известно,что в этот период художник находился под влиянием релистической и пастозной живописи Гюстава КурбеJames Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Трувиль» (Серый и зеленый, серебряное море) — Trouville (Grey and Green, the Silver Sea)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

1865, холст, масло, 51.5 × 77.2 cm

The Art Institute of Chicago (США)

Уистлер поддерживал тесные связи с Францией в лондонские годы и в 1865 году написал серию морских пейзажей в французском курортном городе Трувиль в Нормандии вместе со своим друзьями: Гюставом Курбе, Шарлем Добиньи и Клодом Моне . Там он экспериментировал с упрощением сюжета и ограничением палитры. Высокий горизонт, узкая полоса неба и четыре парусника — вот и весь сюжет. Широкие горизонтальные мазки кистью и очень сдержанная палитра, ограниченная бледно-зелеными и мягкими серыми оттенками, еще больше способствуют инновационной для тех времен, плоской перспективе этой картины. Явно ощущается интерес Уистлера к японским гравюрам с их простой передачей глубины и пространства. James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Ноктюрн с Темзой» (Thames Nocturne)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

около 1872, холст, масло, 18-1/4 x 30-1/4 in.

Indianapolis Museum of Art (США)

В своей серии ночных пейзажей о Темзе Уистлер продолжает работать с ограниченной палитрой и приемами японских гравюр. Художник долго сидел по ночам в лодке, чтобы запомнить тихую речную сцену с ее тонкими оттенками цвета, а затем быстро рисовал ее в своей студии, пока память не исчезла. Один из друзей Уистлера предложил для названия этой картины музыкальный  термин «ноктюрн» — короткую и мечтательную музыкальную композицию, наводящую на мысли о ночи. Уистлер с энтузиазмом принял предложение и в дальнейшем часто использовал музываельные термины в названиях своих работ. James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Ноктюрн: Синий и Золотой: Саутгемптон-Уотер» (Nocturne: Blue and Gold—Southampton Water)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

1872, холст, масло, 50.5 × 76 cm

The Art Institute of Chicago (США)

Вам ничего не напоминает этот ноктюрн?

Правильно. В этом же году, но на другом берегу Ла-Манша (или, если хотите, Английского канала) Клод Моне написал в Гавре свой знаменитый новаторский пейзаж «Впечатление. Восход солнца» и положил начало импрессионизму. И хотя Уистлер скорее всего изобразил не восход, а закат солнца — согласитесь, его работа явно перекликается с Моне и также свидетельствуют о скором приближении новой эпохи в живописи.

Картина не имеет никакого повествовательного подтекста — это просто эстетическая аранжировка (ноктюрн) цвета и формы на плоской  поверхности.

Туманная лунная ночь на выходе в Английский пролив (или, если хотите, Ла-Манш), к юго-западу от Лондона. Впрочем, специфика места не иметт для художника никакого значения. Вместо этого Уистлера интересует тонкая гармония оттенков синего, акцентированная золотыми штрихами. Смазывая и затеняя формы далеких лодок, он формирует ночной цвет и составляет основной фокус картины. Ночные видения — ноктюрны Уистлера были предшественниками  художественных экспериментов с абстракцией, которые последуют в следующем столетии. James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Церковь San Giorgio Maggiore» (The Church of San Giorgio Maggiore)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

1880, контурный карандаш и пастель на коричневой бумаге, 20 × 29.69

National Gallery of Art, Washington (США)

Судебные тяжбы отвернули от Уистлера многих меценатов и покровителей и в 1879 году художник объявил о своем банкротстве. Для того, чтобы заработать, он отправился в Италию по поручению Общества изящных искусств, чтобы сделать двенадцать офортов Венеции.James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Сцена на берегу, купальщики» (Coast Scene, Bathers)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

1884/85, холст, масло, 13.8 × 22.1 cm

The Art Institute of Chicago (США)

Эта картина практически целиком написана широкими горизонтальными полосами серого и синего цвета — хорошо узнаваемый фирменный стиль, который постепенно формируется в морских пейзажах Уистлера. Очень просто, но выразительно, масштабно и атмосферно.

Картина была написана на пленэре — практика, к которой художник вернулся в 1880-х годах. Работа на открытом воздухе сразу внесла  отличительный цветовой сдвиг в палитре художника — в отличие от ноктюрнов предыдущего десятилетия, написанных в студии.  James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Фиолетовый и Серебряный — глубокое море» (Violet and Silver — The Deep Sea)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

1893, холст, масло, 50.2 × 73.3 cm

The Art Institute of Chicago (США)

После многих лет морских пейзажей малых размеров Уистлер ненадолго вернулся к широкоформатному полотну, чтобы запечатлеть эффекты жаркого летнего дня на побережье Бретани. Художник написал эту картину во время плавания у побережья, когда один из членов экипажа поставил лодку на якорь. Это объясняет энергичное обращение с краской и густые пастозные мазки, видимые по всей композиции, особенно в облаках и штормовых волнах.

James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Море в Пурвиле» (The Sea, Pourville)

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, American, 1834-1903)

1899, дерево, масло, 13.3 x 23.8 cm

Terra Museum of American Art (США)

Картина изображает пляж в Pourville-sur-Mer, недалеко от Дьеппа в Нормандии. После после смерти его жены Беатрис Бирни Филип Годвин в 1896 году художник постоянно путешествовал в поисках утешения. Он останавливался в Пурвиль-сюр-Мер в течение нескольких недель в конце лета 1899 года, выздоравливая от повторяющейся болезни.

Сцена состоит из трех широких полос: облачное небо, зеленое море и мягкий песок. Схематичные фигуры, разбросанные среди волн и пляжа, свидетельствуют о популярности Пурвиля, как морского курорта, но приглушенная палитра Уистлера и признаки ветреного пасмурного дня вызывают ощущение осеннего холода. Несмотря на минимализм и миниатюрный размер, картина наполнена пространством. Иллюзия уходящего вдаль моря искусно и лаконично передается с помощью с формы облаков и более темной зеленой линии на горизонте, где появляется дальний корабль.

Уровень высоты, с которой открывается вид на пляж и море предполагает, что картина была написана с балкона его гостиничного номера в Pavillon-Madaleine. Это позволяло ему рисовать на открытом воздухе, даже оставаясь больным.

James Whistler Джеймс Уистлер американская живопись картина художник пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Пожалуй, это мой любимый пейзаж Уистлера, и теперь я лучше понимаю, почему.

Картина «Море в Пурвиле» была написана в 1899 году, то есть ровно тогда, когда Сергей Щукин приобрел в Париже пейзаж «Аранжировка голубого и чёрного (Голубое море)», хранящийся ныне в Пушкинском музее (смотрите начало текста).

«Аранжировка голубого и черного…» из Пушкинского музея удивительным образом выглядит, как предварительный этюд для «Моря в Пурвиле» — даже размеры совпадают!

Если верить музейной датировке на сайте Пушкинского музея, эти две работы разделяет больше десяти лет и написаны они в разных местах.

А вот если верить другим версиям датировки, например табличке с описанием в зале Пушкинского музея, на которой датировка просто, то вполне вероятно, что «Аранжировка голубого и черного…» также была написана Уистлером в Пурвиле в 1899 году и послужила предваритьельным этюдом для «Моря в Пурвиле».

Немного жалко, что Сергею Щукину достался этюд, а законченный вариант картины «уплыл» в американскую коллекцию.

Эпилог

Я долго не мог понять, что еще мне напоминает «Море в Пурвиле» и под конец вспомнил —  первую картину маслом Ван Гога, о удивительных приключениях которой я написал здесь.

Найдите сходство и почувствуйте разницу…

Van Gogh Ван Гог Scheveningen Схевенинген море картина seascape пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Винсент Ван Гог (Van Gogh) — View of the Sea at Scheveningen, Гаага — август 1882 (Музей Ван Гога , Амстердам)
Подписаться safiullin:

Любознательный москвич. Художник-пейзажист. Любитель истории, научной публицистики и рыбалки. Интересуюсь эволюцией человека. Люблю путешествовать и созерцать природу.

Оставить комментарий