Сезанн запечатлел Сент-Виктуар 87 раз — в этом блоге собраны 80 изображений. Других вариантов увидеть все в одном месте нет.
В поисках горы
Все началось случайно. Планируя поездку по Провансу, решил проложить автомобильный маршрут через Экс-ан-Прованс и узнал, что в окрестностях города возвышается знаменитая Сент-Виктуар. Собирая информацию, наткнулся на несколько десятков пейзажей Сезанна с этим сюжетом. Заинтересовался таким обилием вариантов и постепенно переключился на поиск данных о «горном» этапе творчества художника. Оказалось, что картины, рисунки и акварели с горой разбросаны по частным коллекциям и музеям мира, а полный каталог всех вариантов отсутствует или недоступен.
Будучи начинающим пейзажистом и, отдавая дань творчеству великого художника, решил собрать из открытых источников коллекцию цифровых репродукций всех картин Сезанна с сюжетом Сент-Виктуар. Первые пятьдесят-шестьдесят вариантов нашел довольно быстро, а потом поиск резко затормозился. Пришлось искать наугад, по крупицам, по косвенным признакам, без названий и датировок. В общем, найди то — не знаю что, но с изображением горы Сент-Виктуар.
Постепенно возник исследовательский интерес и появился азарт коллекционера. Нисколько не жалею о потраченном времени. Узнал попутно массу интересных фактов из жизни художника. Увидел палитру и приемы рисования в разных периоды его творчества. Познакомился с римской историей Прованса и каталогами живописи ведущих музеев мира. Обнаружил многочисленные сообщества любителей Сезанна по всему миру. Прочитал профессиональные статьи критиков и любопытные заметки блоггеров о творчестве Сезанна. Ознакомился с результатами некоторых аукционов Сотбис и узнал о детективных находках давно исчезнувших картин.
Теперь знаю точно, что кроме этого блога, других доступных вариантов увидеть все (или почти все) варианты пейзажей Сезанна с сюжетом Сент-Виктуар ( собранные в одном месте) больше нет.
Итак, мне осталось найти 7 рисунков с горой, если верить данным Музея Сезанна в Экс-ан-Провансе. Поиск продолжается, а пока знакомлю с промежуточными результатами.
Нумерация работ — условная и отражает их примерную датировку. Некоторые репродукции удалось найти только в низком разрешении или черно-белом варианте.
Предыдущий пост по этой теме читайте здесь.
Сезанн и Сент-Виктуар — работы № 48-61
Работа № 48
Одна из моих любимых «горных» работ Сезанна хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
«…В свои ранние изображения горы Сезанн включает лоскутные прямоугольники полей и примечательные детали, такие как акведук и деревья. В произведениях 1890-х годов, как например, в этой картине, написанной с дороги между Сент-Виктуар и Толоне, он выбирает более близкую точку зрения. Формы скал, голая земля и растительность начинают сливаться в узор, не теряя однако, своих выразительных форм. Резкие очертания, цветовые плоскости, тонкие тональные соотношения и четко выявленные мазки типичны для его произведений-как пейзажей, так и натюрмортов.
Сезанн покрывал свои холсты кремовым грунтом, который в некоторых местах просвечивает сквозь изображение. Краски нанесены тонким слоем, поэтому сквозь красочный слой можно разглядеть первоначальный рисунок. В некоторых местах этот рисунок продолжает играть важную роль, либо очерчивая контуры, либо добавляя детали.
…Ствол и голые ветки дерева слева не были прописаны, и на виду остались нарисованные ветки. Мазки четко различимы, создавая впечатление эскизности, но также выделяя контуры и формы предметов. В некоторых местах живопись становится более сглаженной, например, в изображении дороги и неба, что заставляет эти элементы выделяться. Хотя картина выглядит грубой и незаконченной, каждая ее часть способствует созданию единого целого. Мазки наносятся под разными углами, передавая фактуру и форму деталей. Наряду с тонкими цветовыми сочетаниями это позволяет всем предметам приобретать впечатление трехмерности.
Сопоставление картины с фотографиями этой местности показывает, что Сезанн исказил перспективу, чтобы достичь оптимальных взаимоотношений между разными элементами пейзажа. Центральное расположение горной вершины создает уравновешенную и гармоничную композицию. Сцена построена из ряда волнообразных форм: горные утесы вдалеке, затем подошва горы , поросшая деревьями и кустарниками, которые в свою очередь ведут к изгибу дороги на переднем плане.
Сезанну удается достичь впечатления расстояния и перспективы между высокой вершиной и пыльной дорогой, но он также уплощает детали. Мягкие мазки одновременно и смешивают цвета, и укрепляют плоскости, которые образуют трехмерные формы с четко определенными границами. Несколько элементов выделяются, однако дом слева уравновешивается деревом, помещенным у подножия горы. Общее воздействие картины состоит в декоративности узорчатой компоновки цветов и форм, тональных соотношениях и их изменениях по всей сцене…»
(по материалам книги «Импрессионисты» Дианы Ньюволл).
Работа № 49
«…Работа: каждый день, без остановки, методично, не поднимая головы, ни на что не отвлекаясь. Он хотел, чтобы о нем все забыли и дали ему просто спокойно работать…
Работа № 50
…Из жизни, для него невыносимой, мучительной, ужасной и страшной, он сделал себе прибежище, найдя в ней единственную нишу, в которой ему было хорошо…
Работа № 51
…Под конец жизни живописец выработал строгую дисциплину, ведя практически монашеский образ жизни. Обычный его распорядок: вставал он еще до рассвета, к шести утра уже был в мастерской и работал там до одиннадцати часов. В последние годы, когда из-за болезни художник не мог долго находиться на жаре, он приступал к работе уже в четыре утра…
Работа № 52
…После работы в мастерской он завтракал и немного отдыхал. Потом шел на этюды, неся на себе все краски, холсты и прочие принадлежности. Когда стало тяжело ходить (Сезанн в последние пятнадцать лет страдал тяжелой формой сахарного диабета), он стал нанимать экипаж, а потом от него отказался, перейдя на легкие акварельные краски…
Возвращался Поль Сезанн с пленэра часам к пяти вечера, к раннему ужину. После ужина, примерно в шесть вечера, ложился спасть, чтобы с утра начать все сначала. И так каждый день, в любую погоду, сосредоточенно, размеренно, без остановки, вплоть до последнего дня жизни…
Работа № 53
…Сезанн – глыба, огромная гора, сам похожий на гору Сент-Виктуар, писавший ее бесчисленное количество раз. Глядя на нее, вижу его: мощного, одинокого, молчаливого, непроницаемого…»
(по материалам статьи Тины Гай)
Работа № 54
Привожу здесь абсолютно несправедливые слова Сальвадора Дали — «Худшего художника Франции зовут Поль Сезанн. Он — ужаснейшая катастрофа, окунувшая современное искусство в дерьмо, в котором мы тонем…»
(Le peintre le plus mauvais de la France s’appelle Paul Cézanne, c’est le plus maladroit, le plus catastrophique, celui qui a plongé l’art moderne dans la m… qui est en train de nous engloutir…)
На мой взгляд — Дали всегда был несправедлив к Сезанну. Читайте об этом отдельный пост здесь.
Работа № 55
В 1895 году Камиль Писарро писал о впечатлениях, которые получили Ренуар, Дега, Моне и он сам на недавней выставке Сезанна: «Там были наилучшие вещи, натюрморты недосягаемого совершенства, другие…даже еще большей красоты, пейзажи, обнаженные и головы, незаконченные, но все равно великолепные…»
Работа № 56
Акварели Сезанна, написанные им в поздний период творчества, поражают своей утонченностью, прозрачностью красок. Отличительной их особенностью является то, что мастер оставляет значительные участки листа бумаги чистыми, не покрытыми краской
Работа № 57
«…Сезанн перестраивал вообще весь строй изобразительного искусства, начиная с первого взгляда на окружающий мир и кончая последним мазком, довершающим живописный образ этого мира. Акварель — лишь один из отзвуков этого переустройства. Но отзвук показательный.
В своих акварелях зрелый Сезанн искал ритмы пейзажа, искал линии, по которым проходят разломы пейзажа на разные миры (растительный, минеральный, воздушный и так далее…). Искал и находил.
Работа № 58
Часто художник сочетает краску с карандашом, оставляя на бумаге легкие линии, ложащиеся поверх краски, а иногда и до нее.
Работа № 59
Работа № 60
Работа № 61
…Забота Сезанна о физической материальности изображаемых предметов контрастирует со стремлением передать мимолетные впечатления от изображаемой сцены в произведениях Моне, Писарро и Сислея. По сути, Сезанна больше интересовало исследование пространственных взаимоотношений, какие мы видим в произведениях Ренуара и Дега. Этот интерес к предмету вдохновил художников следующего поколения — Пабло Пикассо и Жоржа Брака — на изобретение кубизма…
В этих поздних изображениях горы Сент-Викутар можно увидеть те аспекты работы с формой, цветом и линией, которые послужили основанием для движения к абстракции в начале 20-го века.
(по материалам книги «Импрессионисты» Дианы Ньювол)
(Продолжение следует)
Людмила
По моему субъективному мнению, более глубокой работой является La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves. Не знаю можно ли словами описать чувство при просмотре картины, у меня так точно не получится, но эта картина пропитана каким-то особым настроением. Хотя все картины очень милы и проникновенны, но Поль Сезанн не самый лучший художник в этой области.
Григорий
Многие художники раз за разом пишут один и тот же предмет по множеству раз, как например цикл Моне «Ренуарский собор». Но Сезан более упорен. Годами, он день за днем пишет гору Сент-Виктуар. Разные техники, разное освещение и разное настроение несет в себе каждый эскиз и картина. Создается впечатление, что Сезан ищет новый, неизведанный ракурс, с которого можно будет увидеть как святой Виктуар благословляет его.
Андрей
Я сам заканчивал художественную школу (правда в детстве), но о Поле Сезанне слышу в первый раз. Художник одаренный, конечно (впрочем, кто из хороших художников не одарен ?!), но надо быть настоящим фанатом, чтобы написать про него такую объективную и качественную по материалу, статью. Конечно, дисциплина у него была железная, не все художники славились такой. Некоторые вообще только под абсентом творили )
Элина П.
Недавно занялась живописью. Решила что время пришло, начала с акварели. Много путешествую с мужем и часто вижу такие пейзажи и такие ракурсы что голова кружится и срочно хочется всё это запечатлеть! И именно не на фото, а выразить свое видение! Работы Поля Сезанна интересны своей легкостью. Они как дымка. Мне тоже иногда хочется вот так запечатлеть, но навыка нет…
Алекс
Хотелось бы услышать от автора, к какому стилю он относит данные картины. Ведь очевидно что это не обычные (похожие на реальность) картины, а в них есть какой то или минимализм, или легкость, или непонятная подчеркнутая незаконченность, неаккуратность и грубость линий.Было бы интересно почитать мнение автора блога.
Алекс
Ведь явно же что это совсем не похожие работы на большинство художников.
Светлана
Ого, какая работа большая выполнена. Спасибо Вам большое!
Я очень люблю Сезанна.Тоже была в Провансе в июле 2012 — го. Такое ощущение, что там все места «пропитаны» Сезанном и воздух тоже «Сезановский».