Главная » Блог » Натюрморт дня — Давид Бурлюк

Натюрморт дня — Давид Бурлюк

Сегодня натюрморт дня — картина российского, украинского, американского художника-футуриста Давида Бурлюка «Натюрморт. Посвящение Маяковскому».

«давид давидович бурлюк поэт художник лектор» — именно так, без заглавных букв и знаков препинания была обозначена профессиональная принадлежность Давида Бурлюка (1881 — 1967) на визитке, которую он заказал 100 лет назад.

Имя Бурлюка было в забвении в Советском Союзе и запомнилось мне только кратким упоминанием в школьном учебнике литературы, благодаря тому, что с ним дружил сам Владимиром  Маяковский — «лучший и самый талантливый поэт Советской эпохи» по мнению И.В.Сталина.

На самом деле Давид Бурлюк был наставником и учителем Маяковского и дал тому настоящую «путевку в жизнь». Маяковский это подтверждает в своей автобиографии 1922 года: «Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая».

Впрочем, Бурлюк неоднократно опровергал эту смешную сумму, утверждая, что «…давал никогда не меньше 1 рубля…, чтобы утром у него (Мяковского) было на расход — папиросы, трамвай, завтрак…»

Но время постепенно расставляет все на свои места.

Маяковский не выдержал бремени лучшего советского поэта и решил уйти из жизни в 1930 году.

Давид Бурлюк прожил долгую и незаурядную жизнь, написал 16 000 картин, получил всемирное признание как один из основателей модернизма, футуризма и авангарда в живописи и литературе, стал членом Американской академии искусств и литературы, его картины выставлены в лучших галереях и музеях по всему миру.

David Davidovich Burliuk (Russia-USA, 1882-1967)
STILL LIFE. TRIBUTE TO MAYAKOVSKY
Oil on canvas, 51 by 41 cm
Private collectionБурлюк Burliuk художник натюрморт Маяковский пейзажи природа Альберт СафиуллинНатюрморты с цветами у Бурлюка часто несут скрытый подтекст и наполнены неслучайными предметами и символами. Картина «Натюрморт. Посвящение Маяковскому» — не исключение.

Первое, что бросается в глаза — это гвоздь в стене. Бурлюк забил это гвоздь, наверное намекая на пристрастие «лучшего поэта» к гвоздям. Надо отметить, что знаменитая фраза «Гвозди бы делать из этих людей, не было бы в мире прочнее гвоздей!» не имеет никакого отношения к Маяковскому — это отрывок из стихотворения Николая Тихонова. Скорее Бурлюк отсылает нас к «Необычайному приключению, бывшему с Владимиром Маяковским летом на даче»:

светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — и солнца! «

«Натюрморт. Посвящение Маяковскому» — фрагмент картиныБурлюк Burliuk художник натюрморт Маяковский пейзажи природа Альберт СафиуллинКнига — частый гость натюрмортов Бурлюка.

Бурлюк как-то сказал Маяковскому, что «он только тогда признает его маститым, когда у него выйдет том стихов, такой толстый, что длинная его фамилия поместится поперек переплетного корешка». Видимо, это так раззадорило «лучшего поэта», что сразу после выпуска сборника «Простое как мычание» Лиля Брик переплела его роскошно, в коричневую кожу, и поперек корешка  заказала тиснение очень мелкими золотыми буквами «Маяковский». Судя по форме надписи и скромным размерам книги, Бурлюк на момент написания картины все-таки ощущал некоторые сомнения в маститости своего друга.

«Натюрморт. Посвящение Маяковскому» — фрагмент картины Бурлюк Burliuk художник натюрморт Маяковский пейзажи природа Альберт СафиуллинВесной 1918-го Бурлюк с семьей оказался в Уфе отрезанным линией фронта от столиц. Художник решил направиться на восток через всю страну до Владивостока, попутно устраивая выставки и литературные вечера. В 1920 году Бурлюк оказывается в Японии, где был чрезвычайно успешен и стал родоначальников японского футуризма. Продавая свои работы, художник получает необходимые средства для переезда в США, где в 1930 году получает гражданство.
Всю свою эмигрантскую жизнь Давид Бурлюк мечтал вернуться на Родину или, по крайней мере, свободно бывать в ней. Однако, советской культуре он был не нужен.

Вот что рассказывает о художнике одесский коллекционер и исследователь Евгений Деменок: «Фигура Бурлюка невероятно масштабна и интересна, а судьба его кардинально отличается от судьбы его ближайших товарищей, друзей и сподвижников по русскому футуризму. Если, например, жизнь Владимира Маяковского исследователи его творчества характеризуют как трагедию, то жизнь Бурлюка, безусловно, это драма, но драма со счастливым концом. Это драма человека, который был вынужден выбирать между признанием и славой, к которым он всячески стремился, и чисто физическим выживанием, самосохранением, определённым материальным благополучием и возможностью заниматься творчеством так, как он этого хотел.»

С 1918 года Давид Бурлюк художник все время двигался на восток, наконец он обогнул земной шар и сегодня возвращается на Родину с запада.

Подписаться safiullin:
Любознательный москвич. Художник-пейзажист. Любитель истории, научной публицистики и рыбалки. Интересуюсь эволюцией человека. Люблю путешествовать и созерцать природу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *