Самая незаметная картина в Галерее импрессионистов (ГМИИ им. А.С.Пушкина), пожалуй, находится в зале № 13. Трудно найти в Музее более «непроходное» место, чем это маленькое тупиковое помещение. Не каждый посетитель забредает в этот зал, отвлекаясь от шедевров Моне, Сезанна и Ван Гога.
Здесь, в углу около окна, скромно висит мой любимый пейзаж из коллекции ГМИИ — «Горная речка» норвежского художника с редким именем Фриц и странной фамилией Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906). Картина покрыта стеклом и в яркую солнечную погоду блики от окна делают ее еще более незаметной для посетителей.
Художник Таулов открывается не сразу — это может занять несколько лет. Вот и я заглянул таки в зал №13, но равнодушно прошел мимо картины. В следующий раз остановился и с удивлением отметил необычно реалистичное изображение реки, но не запомнил автора. И только с третьей попытки пришло восхищение — «золушка (Таулов) превратилась в тыкву».
Фриц Таулов. Горная речка (A Mountin Stream). ГМИИ им. А.С.Пушкина. Москва
При детальном рассмотрении понимаешь, что эта работа Фрица Таулова резко отличается от всего остального, что можно увидеть в Галерее искусства стран Европы и Америки ХIX-XX веков:
- Необычная черно-белая палитра с множеством ахроматических серых оттенков контрастирует с яркими красками импрессионистов и экспрессионистов.
- Работа сделана на холсте, но не маслом, а пастелью, то есть — цветными мелками. В это не сразу верится, когда видишь, как убедительно и натурально передаются блики и яркий блеск воды! Изгиб реки притягивает взгляд, движение серебристого потока завораживает. Вода — настоящая, живая…
- Причудливая смесь стилей в одной работе: романтизм в сюжете, натурализм пейзажа, реализм реки, импрессионизм на берегах.
- Удивительно, но факт — это единственный полноценный зимний пейзаж во всей Галерее ГМИИ ! (если не считать горный пейзаж Рокуэлла Кента).
Горная речка крупным планом (Thaulow close-up view)
Давайте посмотрим на детали картины крупным планом:
К белому снегу и серой реке при ближайшем рассмотрении добавляются розовый, желтый, черный, синий, фиолетовый, зеленый… Это только на мой неискушенный взгляд — профессиональный ценитель добавил бы более «вкусные» названия цветов, типа жемчужно-серые, палевые и виридоновые тона… Пожалуй, здесь нет только ярко-красного.
Похоже, как будто Таулов маневрировал на границе реализма и импрессионизма. Сделал шаг в импрессионизм и тут же вернулся обратно.
Хорошо видны секреты изображения живой воды — пастельные штрихи формируют сложнейшую структуру речного потока: пороги и стремнины (от слова stream), завихрения и рябь, водовороты и круговерти, блики и рефлексы, изгибы и повороты, глубину и мелководье.
Таулов мастерски использует перспективу. Сама река ведет наш взгляд к задней части картины, заставляя самим представить и додумать, что же там лежит за последним изгибом на горизонте.
Художник искусно использует воду в качестве отражающей поверхности для неба и пейзажа. Его вода одновременно и прозрачная и отражающая. Незакрашенные участки холста (специально или случайно) удивительно удачно вписались в общий колорит картины.
Отправной точкой для изучения творчества малоизвестного (мне) норвежского художника послужил скупой текст таблички с описанием картины:
«Эта пастель справедливо считается одним из лучших произведений мастера. Поскольку этот сюжет пользовался большой популярностью уже при жизни автора, Таулов создал множество версий, одна из которых находится в собрании ГМИИ. Вероятнее всего она была приобретена Сергеем Дягилевым по заказу известного русского художника и коллекционера И.С. Остроухова».
У неподготовленного, но любознательного посетителя сразу возникает много вопросов:
Чем знаменит мастер? Как выглядят другие произведения мастера? Насколько справедливо эта пастель считается одной из лучших произведений мастера? Как выглядят остальные версии картины и сколько их? Почему именно театрал Сергей Дягилев приобрел эту картину, а не ведущие коллекционеры Щукин или Морозов? Что двигало «известным художником и коллекционером» И.С. Остроуховым, когда он заказывал картину норвежца Таулова?
Полученные ответы открыли так много интересного и удивительного, что я решил написать отдельный очерк о творчестве Фрица Таулова, который в силу собранных материалов будет состоять из нескольких частей.
Начнем с самого легкого:
Сюжет картины
На первый взгляд река не производит впечатление горной. Однако справа явно виден скалистый (гранитный) обрыв. Выяснилось, что художник изобразил норвежскую реку Лисакер (норв. Lysaker elven) возле фермы Грини (Grini) в местечке Борум (Baerum) в пригороде Осло. Лисакер удивительно короткая речка — ее протяженность всего 7.4 километра! На картине мы видим достаточно спокойный участок — в других местах (судя по фото в Интернете) река очень быстрая и бурная. С 12 века на реке стоят мельницы. Так что, это действительно «Горная речка».
Мы наблюдаем то время года, когда зимний холод уходит и весна превращает струйки воды в громкие стремительные потоки. Сугробы снега отступают, яркое солнце светит под другим углом и дает необходимое дополнительное тепло для возникновения почек к радости всех обитателей леса. Таулов изобразил идеальный пример перехода времен года во время оттепели и тающего снега.
На мой взгляд, в этом речном сюжете на Таулова оказали сильное влияние новаторские приемы великого пейзажиста-реалиста Гюстава Курбе (1819-1877).
Во-первых, картина безлюдна — только серебристая река извилисто скользит через холст в обрамлении леса. Таулов повторяет любимый «безлюдный» стиль Гюстава Курбе в пейзажной живописи. Добавление фигур в этот сюжет могло бы ослабить внимание и визуальный интерес к естественной и вечной красоте пробуждающейся природы.
Во-вторых, водная гладь реки изображена очень реалистично вплоть до мельчайших деталей. Импрессионисты, современники Таулова — Моне, Сислей, Писарро — старались передать вмечатление крупными мазками и никогда не прорисовывали детали, а вот Курбе всегда стремился к максимальному реализму.
Наконец, в полном соответствии с подходом Курбе, Фриц Таулов нарисовал целую серию картин (версий) с изображением реки Лисакер в одном и том же ракурсе, но в разное время суток. Это свидетельствует о том, что уже первая версия картины имела успех и художник решил его развивать.
Горная речка — все версии картины
Считается, что Таулов нарисовал 11 версий с однотипным сюжетом — «горная речка Лисакер извивается среди заснеженных берегов ранней весной». Одна из них висит в зале №13 — давайте сравним «нашу» московскую версию с остальными.
Поиск в Интернете занял немало времени, но, кажется, удалось обнаружить все оставшиеся 10 версий. Первые работы нашлись в музеях Стокгольма, Кракова и Чикаго. Остальные версии выставлялись на аукционах. К сожалению, не все изображения хорошего качества. Все работы выполнены пастелью на холсте, кроме краковской версии — цветной литографии.
Названия зарубежных вариантов звучат по-другому: талый снег, тающий лед, зимний пейзаж, зимняя река, ледоход, но без сомнения, это не копии, а именно варианты одного и того же сюжета. Практически все зарубежные версии датированы 1887 годом, что позволяет уверенно предположить, что и Горная речка была создана зимой 1887 года.
Версия № 2. Spring Thaw (Весенняя оттепель).1887 год. Nationalmuseum. Stockholm. Швеция
На версии из Стокгольма — туманный, пасмурный день. Нет солнца — нет и разнообразной палитры на поверхности воды. Река покрыта тонким льдом? Лед на горной речке ?!. Жаль, что художник уже не может нам ответить.
Версия № 3. Thawing Ice. The Lysaker River (Талый лед. Река Лисакер) 1887 год. 56х95. Private Collection
Справа явно проступают скалы, не очень различимые на московской копии. В этой версии уже больше солнца. По-прежнему кажется, что река покрыта тонкой корочкой льда после сильного ночного мороза. Если предположить, что эти работы выполнялись на плэнере, то в условиях норвежских морозов выбор Тауловым необычной комбинации материалов — пастель и холст — становится более понятным.
Версия № 4. Stream in Winter (Речной поток зимой). 61х81. Private Collection
Кажется, здесь вечереет? Похоже, что солнце растопило тонкий лед и мы видим речной поток. Но как-то все выглядит грубовато, по сравнению с «нашей» версией…
Версия № 5. Isløsning (Таяние льда). 54х90. Private Collection.
Вот это уже совсем близко к московской версии…Живая вода. Но «наша» все-таки лучше!
Остальное версии вы можете сравнить сами. На мой взгляд — в Москве висит самая лучшая версия. Сергей Дягилев явно не сплоховал.
Версия № 6. Winter Landscape (Зимний пейзаж). 1887 год. 62х97 Private Collection
Версия № 7. Melting Snow (Талый снег). 1887 год. 54.6х94.6 The Art Institute of Chicago, США
Версия № 8. Untitled version (название неизвестно). Private Collection
Версия № 9. Isløsning, Lysakerelven (Таяние льда. Река Лисакер). 53х90. Private Collection.
Версия № 10. Fra Lysakerelven, Isløsning (На реке Лисакер. Таяние льда). Private Collection.
Версия № 11. Eisbruch (Ледоход) 1889 год 36х59. литография. Museum Narodowe w Krakowie. Польша
Буду очень рад, если после этой публикации мой любимый угол «имени Фрица Таулова» будет более оживленным — норвежский художник этого заслуживает.
Ну хотя бы вот так:
Теперь можно рассказать о самом художнике, но, пожалуй, уже в следующий раз…
Продолжение следует
Светлана
Очень внимательно прочла) Очень интересно.У меня было другое представление о математиках)))
safiullin
Светлана — по образованию я скорее кибернетик (это менее абстрактная наука, чем математика). Очень полезные дисциплины для развития нестереотипного и многоальтернативного взгляда на жизнь. Спасибо за комментарий.
Ольга
Спасибо, сегодня впервые познакомилась с Вашим сайтом, очень много интересного и полезного я увидела. Подписываюсь на Ваш сайт. Еще раз нахожу подтверждение — какие у нас в России таланты!
Юлия
Добрый день, спасибо за статью. Я недавно посетила Пушкинский музей и открыла для себя именно этого художника, Фрица Таулова (действительно необычное сочетание имени и фамилии). Обе его картины в Пушкинском музее, висящие среди импессионистов, очень привлекли мое внимание. Я не обратила внимания, что они висят вроде бы не на виду, мне они понравились обе и сразу (хотя в разных залах, и я удивилась, что это опять Таулов). Однако я ничего не слышала об этом удивительном художнике. теперь я зашла на просторы интернета, чтобы лучше с ним познакомиться. Очень притягивают его картины, хочется обращаться к ним еще.
safiullin
Юлия — рад, что наши вкусы совпали.
Елена
Не первый раз в музее, но вот в последнее посещение зацепила именно эта работа. Было очень интересно почитать про нее да и конечно открыть для себя самого художника. Спасибо большое!
safiullin
Рад, что было полезно…
Людмила
Спасибо вам огромное за эту статью! Я ещё до прочтения заметила эту картину в музее, долго стояла и рассматривала. Позже вспомнила, что пастелист Сергей Усик говорил что вдохновлялся Тауловым. И теперь действительно понимаю почему. Очень редкая прекрасная техника. То чувство, когда пастель как масло и даже превосходит его.
safiullin
Людмила — я искренне рад, что эта работа Таулова вам понравилась…