Главная » Блог » Эжен Буден: морские пейзажи в Камаре-сюр-Мер

Эжен Буден: морские пейзажи в Камаре-сюр-Мер

Франция сильна своими маленькими, но гордыми провинциальными городками, в которых всегда присутствует какие-нибудь местные исторические мифы, кулинарные особенности и исторические достопримечательности, вокруг которых заботливо культивируется правильная туристическая легенда.

Маленький рыбацкий порт Камаре-сюр-Мер попался на нашем пути во время путешествия по Бретани и он не оказался исключением.  Довольно интересная  смесь истории, архитектуры, кулинарии и живописи.

camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Вид с набережной Камаре-сюр-Мер на часовню Рокамадур и башню Вобана

Сначала про две главные архитектурные визитные карточки города. Любой, кто находится на уютной набережной Камаре не может не увидеть на противоположном берегу бухты башню Вобана и древнюю часовню Рокамадур.

Башня Вобана (Tour Vauban)

Бухта Камаре находится на самом западе полуострова Крозон и является важным оборонительным укреплением для располагающегося неподалеку города Брест — крупнейшей военно-морской базы Франции.

История средневекового Камаре — это сплошная череда битв с английским флотом, постоянно пытающимся штурмовать Брест. В июне 1649 году объединенный англо-голландский флот потерпел в битве при Камаре тяжелое поражение от французов под предводительством маркиза (генерала) Вобана. Он спроектировал  оборонительную многоугольную башню Tour Vauban высотой 18 метров. Батарея пушек с башни Вобан потопила несколько кораблей противника, а французские драгуны довершили разгром противника на берегу. С 2008 года башня Вобана является объектом всемирного наследия.

Продолжая военно-морскую тему, необходимо добавить, что в бухте Камаре в 1801 году американский инженер Роберт Фултон продемонстрировал Наполеону Бонапарту свой «Наутилус» — гребную подводную лодку. «Наутилус» заинтересовал Наполеона своей возможностью скрытного минирования английских фрегатов. Однако, как известно, история распорядилась иначе и вместо морского вторжения в Англию Наполеон 24 июня 1812 года успешно форсировал реку Неман, но уже 26 ноября с огромными потерями вернулся обратно, с огромными потерями переправившись через речку Березину. camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Часовня Нотр-Дам-де-Рокамадур (Chapelle Notre-Dame De Rocamadour)

Первое упоминание часовни Нотр-Дам-де-Рокамадур относится к 1183 году. Современный облик часовня приняла в 1527 году. По преданиям часовня названа в честь в честь окситанского отшельника Святого Амадура (Saint Amadour). Часовня возведена из красивого желтоватого камня, добываемого неподалеку в коммуне Финистер.

Так как рядом с часовней находится башня Вобана, то неудивительно, что шпиль колокольни был снесен ядром одного из кораблей англо-голландского флота во время уже упоминавшейся ранее битвы при Камаре.

Часовня Нотр-Дам-де-Рокамадур — сакральное место для моряков Камаре, о чем свидетельствуют многочисленные модели парусников, размещенных внутри.

Эжен Буден в Камаре-сюр-Мер

Камарет-сюр-Мер, когда-то один из крупнейших рыболовных портов во Франции, со временем превратился в центр для художников и писателей. Морские пейзажи Камаре всегда привлекали французских реалистов, импрессионистов и экспрессионистов. Шумный рыбацкий порт, лодки и корабли в бухте, отливы и приливы, прибрежные скалы, огромное морское небо — и все это на фоне Башни Вобана и часовни Рокамадур. Два исторических символа попали на задний план сотен работ. Сегодня набережная Камаре усеяна не только вкусными ресторанчиками, но и художественными галереями.

Пожалуй, самым большим ценителем местных красот является французский художник Эжен Буден. Его привлекали быстро меняющиеся погодные условия на атлантическом побережье. Буден несколько раз путешествовал в живописный рыбацкий порт Камарет-сюр-Мер между 1870 и 1873 годами и посвятил пейзажам Камаре более 60 полотен. Здесь представлены 10 работ.

«Камаре» — Camaret

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1870
Холст, масло, 45 х 65.4 cm
Частная коллекция

Одна из ранних работ художника из серии Камаре. Достаточно схематичное изображение башни Вобана и часовни Рокамадур. Доминирующее облачное небо.boudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Камаре. Дамба» — CAMARET. LE MÔLE

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1873
Холст, масло
Частная коллекция

В 1874 году группа из тридцати художников в составе будущих легенд импрессионизма — Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Эдгара Дега, Альфреда Сислея и Камиля Писсарро — предложила Эжену Будену участие в первой в истории выставке импрессионистов в Париже.  Одна из трех работ, выбранных художником для выставки, была посвящена морскому пейзажу в Камаре.boudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Буден не участвовал в последующих семи выставках импрессионистов с 1874 по 1886 год. Хотя многие из его работ сделаны характерными крупными и уверенными мазками, его склонность к коричневым и серым оттенкам значительно отличают его работы от палитры импрессионистов. В то время,  как большинство импрессионистов нашли своих муз в Париже, Буден оставался верен побережью Нормандии и Бретани с его лодками, рыбаками,  портами и бесконечным небом.

«Порт Камаре» — Camaret, le Port

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1873
Холст, масло, 55.4 х 89.7 cm
Частная коллекция

Эта работа относится к начальному периоду официального признания творчества Будена и является прекрасным свидетельством уверенной работы кистью и зрелого стиля.boudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Безмятежный солнечный пейзаж. Темные очертания лодок, пришвартованных в гавани на переднем плане, искусно контрастируют с белыми парусами, уже известными нам зданиями на горизонте и мерцающим облачным небом над головой. Как и во многих своих картинах, Буден смело посвящает две трети композиции огромному небу; его тонкие нюансы и нейтральные тона служат для того, чтобы подчеркнуть близость лодок внизу.

Оснастка  судов показана просто, но очень убедительно. В картине много движения — чувствуется суматоха, которая царит в гавани, корабли спешат пришвартоваться или покинуть порт. Современники художника заслуженно считали, что у Будена нет конкурентов в изображении морских гаваней и портов.

«Отлив в гавани Камаре»  —  Camaret. Marée basse dans la rade 

Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1871-1873
Холст, масло, 45 х 66 cm
National Museum of Fine Arts of Argentinaboudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Вид на бухту Камаре с (будущей) набережной. В бухте еще нет ни туристов, ни ресторанов — одни парусники, рыбаки…и башня Вобана.

«Камаре. Мыс Тулинге» —  Camaret, Le Toulinguet

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1871-1873
Масло на деревянной панели, 54 х 89.5 cm
Philadelphia Museum of Art (США)boudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

С запада к бухте Камаре примыкает мыс Тулинге (Pointe du Toulinguet), который яляется самой западной точкой Бретани.

«Порт Камаре» — Port de Camaret

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1872
Холст, масло, 55,5 х 89,5 cm
Музей Орсе (Orsay, Paris)

Будену нравилось рисовать облачную, изменчивую и постоянно меняющуюся атмосферу порта. Здесь яркость освещенных сооружений-символов города резко контрастирует с темнотой моря и парусных лодок. Как обычно, Буден посвятил большую часть картины небу и облакам. Он писал о своей цели в дневнике: «Плыть в открытом небе, постичь нежность облаков, подвесить всю эту массу на заднем плане в далеком сером тумане…»boudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Признанный мастер пейзажа Камиль Коро короновал Эжена Будена как «короля небес». Вода, едва покрытая морским бризом, отражает движение неба. Мимолетные, плавающие отражения передаются легкими мазками  и гармонией зеленых, синих и серых цветов. Силуэты рыбаков на переднем плане подчеркивают необъятность неба.

«Порт Камаре на фоне штормового неба»  —  Le port de Camaret par ciel d’orage

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1873
Холст, масло, 79.4 х 109.5 cm
Palais Beaux Arts Lille (Франция)

На мой взгляд, это одна из самых сильных работ в серии Камаре. Три четверти композиции заняты огромными массами штормовых облаков, которые умело  контрастируют с солнечным пятном в центре. Однако, и море не присутствует здесь только для отражения неба. Поверхность воды кажется очень гладкой по сравнению с небесным волнением. Наличие больших кораблей напоминает голландские морские пейзажи семнадцатого века. boudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

У Будена есть еще четыре похожих вида на порт Камаре, в том числе один из Музея Орсе в Париже, но эта версия из Лилля, пожалуй, самая мощная.

«Порт Камаре» — Le Port de Camaret

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1872
Холст, масло, 28.24 x 38.38 inches
Snite Museum of Art, University of Notre Dame (США)

Эжен Буден считается переходной фигурой между художниками Барбизонской школы и импрессионистами. Он был сторонником рисования на пленэре (на открытом воздухе), к которому он приучил своего ученика и друга Клода Моне. boudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

«Камаре, рыбацкие лодки» —  Camaret, bateaux de pêche

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1873
Холст, масло, 68.6 x 95.2 cm
Частная коллекция

Этот блестящий пейзаж, созданный в 1873 году, прекрасно демонстрирует, почему Эжен Буден был приглашен для участия в первой выставке импрессионистов в 1874 году несмотря на то, что он был старше Клода Моне почти на двадцать лет. Способность Будена к наблюдению, чувствительность к свету и размашистое обращение с красками послужили источником вдохновения для молодых импрессионистов, которые стремились разрушить академическую форму пейзажного искусства девятнадцатого века.

Буден посещал Камаре каждый год между 1869 и 1873 годами, написав здесь по меньшей мере 58 работ; еще две работы датируются 1878 годом. Камаре во времена Будена был шумным, стратегическим портом, известным в девятнадцатом веке своим кораблестроением и целой флотилией sardinier —  рыбацких шхун для ловли сардин. boudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

На этой картине Буден изображает ряд рыбацких лодок в ветреный день, их  паруса кремовых и ржавых оттенков мерцают на свету. На заднем плане яркий солнечный свет освещает скалы и паруса военных кораблей. Огромное скульптурное облако закручивается над военными кораблями: его самая яркая часть ослепляет, а серое свечение внизу грозит дождем. Палитра этой работы основана на серебристых, бледно-голубых, серых и светло-коричневых оттенках с более теплыми штрихами на парусах и качающимися красно-белыми буями.

«Порт Камаре» — Camaret, The Port 

Эжен Буден  (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1872
Холст, масло, 54.9 by 89 cm
Частная коллекцияboudin картина camaret-sur-mer камаре-сюр-мер столица лангустов Бретань пейзажи природы Альберт Сафиуллин

Кулинарный миф

И, наконец, городской кулинарный миф. Камаре-сюр-Мер — это французская столица лангустов. Об этом читайте следующий пост.

Продолжение следует.

Подписаться Альберт Сафиуллин:
Любознательный москвич. Художник-пейзажист. Любитель истории, научной публицистики и рыбалки. Интересуюсь эволюцией человека. Люблю путешествовать и созерцать природу.
Самые свежие посты от

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *