Франция сильна своими маленькими, но гордыми провинциальными городками, в которых всегда присутствует какие-нибудь местные исторические мифы, кулинарные особенности и исторические достопримечательности, вокруг которых заботливо культивируется правильная туристическая легенда.
Маленький рыбацкий порт Камаре-сюр-Мер попался на нашем пути во время путешествия по Бретани и он не оказался исключением. Довольно интересная смесь истории, архитектуры, кулинарии и живописи.
Сначала про две главные архитектурные визитные карточки города. Любой, кто находится на уютной набережной Камаре не может не увидеть на противоположном берегу бухты башню Вобана и древнюю часовню Рокамадур.
Башня Вобана (Tour Vauban)
Бухта Камаре находится на самом западе полуострова Крозон и является важным оборонительным укреплением для располагающегося неподалеку города Брест — крупнейшей военно-морской базы Франции.
История средневекового Камаре — это сплошная череда битв с английским флотом, постоянно пытающимся штурмовать Брест. В июне 1649 году объединенный англо-голландский флот потерпел в битве при Камаре тяжелое поражение от французов под предводительством маркиза (генерала) Вобана. Он спроектировал оборонительную многоугольную башню Tour Vauban высотой 18 метров. Батарея пушек с башни Вобан потопила несколько кораблей противника, а французские драгуны довершили разгром противника на берегу. С 2008 года башня Вобана является объектом всемирного наследия.
Продолжая военно-морскую тему, необходимо добавить, что в бухте Камаре в 1801 году американский инженер Роберт Фултон продемонстрировал Наполеону Бонапарту свой «Наутилус» — гребную подводную лодку. «Наутилус» заинтересовал Наполеона своей возможностью скрытного минирования английских фрегатов. Однако, как известно, история распорядилась иначе и вместо морского вторжения в Англию Наполеон 24 июня 1812 года успешно форсировал реку Неман, но уже 26 ноября с огромными потерями вернулся обратно, с огромными потерями переправившись через речку Березину.
Часовня Нотр-Дам-де-Рокамадур (Chapelle Notre-Dame De Rocamadour)
Первое упоминание часовни Нотр-Дам-де-Рокамадур относится к 1183 году. Современный облик часовня приняла в 1527 году. По преданиям часовня названа в честь в честь окситанского отшельника Святого Амадура (Saint Amadour). Часовня возведена из красивого желтоватого камня, добываемого неподалеку в коммуне Финистер.
Так как рядом с часовней находится башня Вобана, то неудивительно, что шпиль колокольни был снесен ядром одного из кораблей англо-голландского флота во время уже упоминавшейся ранее битвы при Камаре.
Часовня Нотр-Дам-де-Рокамадур — сакральное место для моряков Камаре, о чем свидетельствуют многочисленные модели парусников, размещенных внутри.
Эжен Буден в Камаре-сюр-Мер
Камарет-сюр-Мер, когда-то один из крупнейших рыболовных портов во Франции, со временем превратился в центр для художников и писателей. Морские пейзажи Камаре всегда привлекали французских реалистов, импрессионистов и экспрессионистов. Шумный рыбацкий порт, лодки и корабли в бухте, отливы и приливы, прибрежные скалы, огромное морское небо — и все это на фоне Башни Вобана и часовни Рокамадур. Два исторических символа попали на задний план сотен работ. Сегодня набережная Камаре усеяна не только вкусными ресторанчиками, но и художественными галереями.
Пожалуй, самым большим ценителем местных красот является французский художник Эжен Буден. Его привлекали быстро меняющиеся погодные условия на атлантическом побережье. Буден несколько раз путешествовал в живописный рыбацкий порт Камарет-сюр-Мер между 1870 и 1873 годами и посвятил пейзажам Камаре более 60 полотен. Здесь представлены 10 работ.
«Камаре» — Camaret
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1870
Холст, масло, 45 х 65.4 cm
Частная коллекция
Одна из ранних работ художника из серии Камаре. Достаточно схематичное изображение башни Вобана и часовни Рокамадур. Доминирующее облачное небо.
«Камаре. Дамба» — CAMARET. LE MÔLE
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1873
Холст, масло
Частная коллекция
В 1874 году группа из тридцати художников в составе будущих легенд импрессионизма — Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Эдгара Дега, Альфреда Сислея и Камиля Писсарро — предложила Эжену Будену участие в первой в истории выставке импрессионистов в Париже. Одна из трех работ, выбранных художником для выставки, была посвящена морскому пейзажу в Камаре.
Буден не участвовал в последующих семи выставках импрессионистов с 1874 по 1886 год. Хотя многие из его работ сделаны характерными крупными и уверенными мазками, его склонность к коричневым и серым оттенкам значительно отличают его работы от палитры импрессионистов. В то время, как большинство импрессионистов нашли своих муз в Париже, Буден оставался верен побережью Нормандии и Бретани с его лодками, рыбаками, портами и бесконечным небом.
«Порт Камаре» — Camaret, le Port
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1873
Холст, масло, 55.4 х 89.7 cm
Частная коллекция
Эта работа относится к начальному периоду официального признания творчества Будена и является прекрасным свидетельством уверенной работы кистью и зрелого стиля.
Безмятежный солнечный пейзаж. Темные очертания лодок, пришвартованных в гавани на переднем плане, искусно контрастируют с белыми парусами, уже известными нам зданиями на горизонте и мерцающим облачным небом над головой. Как и во многих своих картинах, Буден смело посвящает две трети композиции огромному небу; его тонкие нюансы и нейтральные тона служат для того, чтобы подчеркнуть близость лодок внизу.
Оснастка судов показана просто, но очень убедительно. В картине много движения — чувствуется суматоха, которая царит в гавани, корабли спешат пришвартоваться или покинуть порт. Современники художника заслуженно считали, что у Будена нет конкурентов в изображении морских гаваней и портов.
«Отлив в гавани Камаре» — Camaret. Marée basse dans la rade
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1871-1873
Холст, масло, 45 х 66 cm
National Museum of Fine Arts of Argentina
Вид на бухту Камаре с (будущей) набережной. В бухте еще нет ни туристов, ни ресторанов — одни парусники, рыбаки…и башня Вобана.
«Камаре. Мыс Тулинге» — Camaret, Le Toulinguet
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1871-1873
Масло на деревянной панели, 54 х 89.5 cm
Philadelphia Museum of Art (США)
С запада к бухте Камаре примыкает мыс Тулинге (Pointe du Toulinguet), который яляется самой западной точкой Бретани.
«Порт Камаре» — Port de Camaret
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1872
Холст, масло, 55,5 х 89,5 cm
Музей Орсе (Orsay, Paris)
Будену нравилось рисовать облачную, изменчивую и постоянно меняющуюся атмосферу порта. Здесь яркость освещенных сооружений-символов города резко контрастирует с темнотой моря и парусных лодок. Как обычно, Буден посвятил большую часть картины небу и облакам. Он писал о своей цели в дневнике: «Плыть в открытом небе, постичь нежность облаков, подвесить всю эту массу на заднем плане в далеком сером тумане…»
Признанный мастер пейзажа Камиль Коро короновал Эжена Будена как «короля небес». Вода, едва покрытая морским бризом, отражает движение неба. Мимолетные, плавающие отражения передаются легкими мазками и гармонией зеленых, синих и серых цветов. Силуэты рыбаков на переднем плане подчеркивают необъятность неба.
«Порт Камаре на фоне штормового неба» — Le port de Camaret par ciel d’orage
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1873
Холст, масло, 79.4 х 109.5 cm
Palais Beaux Arts Lille (Франция)
На мой взгляд, это одна из самых сильных работ в серии Камаре. Три четверти композиции заняты огромными массами штормовых облаков, которые умело контрастируют с солнечным пятном в центре. Однако, и море не присутствует здесь только для отражения неба. Поверхность воды кажется очень гладкой по сравнению с небесным волнением. Наличие больших кораблей напоминает голландские морские пейзажи семнадцатого века.
У Будена есть еще четыре похожих вида на порт Камаре, в том числе один из Музея Орсе в Париже, но эта версия из Лилля, пожалуй, самая мощная.
«Порт Камаре» — Le Port de Camaret
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1872
Холст, масло, 28.24 x 38.38 inches
Snite Museum of Art, University of Notre Dame (США)
Эжен Буден считается переходной фигурой между художниками Барбизонской школы и импрессионистами. Он был сторонником рисования на пленэре (на открытом воздухе), к которому он приучил своего ученика и друга Клода Моне.
«Камаре, рыбацкие лодки» — Camaret, bateaux de pêche
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1873
Холст, масло, 68.6 x 95.2 cm
Частная коллекция
Этот блестящий пейзаж, созданный в 1873 году, прекрасно демонстрирует, почему Эжен Буден был приглашен для участия в первой выставке импрессионистов в 1874 году несмотря на то, что он был старше Клода Моне почти на двадцать лет. Способность Будена к наблюдению, чувствительность к свету и размашистое обращение с красками послужили источником вдохновения для молодых импрессионистов, которые стремились разрушить академическую форму пейзажного искусства девятнадцатого века.
Буден посещал Камаре каждый год между 1869 и 1873 годами, написав здесь по меньшей мере 58 работ; еще две работы датируются 1878 годом. Камаре во времена Будена был шумным, стратегическим портом, известным в девятнадцатом веке своим кораблестроением и целой флотилией sardinier — рыбацких шхун для ловли сардин.
На этой картине Буден изображает ряд рыбацких лодок в ветреный день, их паруса кремовых и ржавых оттенков мерцают на свету. На заднем плане яркий солнечный свет освещает скалы и паруса военных кораблей. Огромное скульптурное облако закручивается над военными кораблями: его самая яркая часть ослепляет, а серое свечение внизу грозит дождем. Палитра этой работы основана на серебристых, бледно-голубых, серых и светло-коричневых оттенках с более теплыми штрихами на парусах и качающимися красно-белыми буями.
«Порт Камаре» — Camaret, The Port
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin, French, 1824 — 1898)
1872
Холст, масло, 54.9 by 89 cm
Частная коллекция
Кулинарный миф
И, наконец, городской кулинарный миф. Камаре-сюр-Мер — это французская столица лангустов. Об этом читайте следующий пост.
Продолжение следует.
Добавить комментарий