В России никогда не было великих художников! Именно так заявил Сальвадор Дали в своей книге «50 секретов магического мастерства».
Этот пост является завершением серии обзоров, посвященной суровой и в целом несправедливой критике, которую Дали обрушил не только на некоторых великих художников 19 -начала 20 веков, но и на целые страны.
Читайте также первый обзор (Дали предлагает отрезать Сезанну обе руки) и второй обзор (Сальвадор Дали против Поля Гогена, Швеции и Англии) по этой теме.
САЛЬВАДОР ДАЛИ И РОССИЯ
Итак, о России.
Дали пишет: «…В России, несмотря на ее огромную территорию и на то, что народ этот обладает выраженным художественным темпераментом – вспомните русских писателей и композиторов! – никогда не было великих художников. Не было, нет и не может быть! Объясняется этот поразительный феномен в первую очередь снегом, хотя есть и другие, не столь очевидные причины.
Ни в одной стране со снежными зимами никогда не было хороших художников, поскольку снег – злейший враг сетчатки. Снег – это отрицание любой визуальной культуры; его белизна слепит, именно поэтому краски на картинах русских художников имеют фиолетовый оттенок, они искажены избытком анилиновой кислоты, которая является ядом для глаза и ума. Вот почему нет худших колористов, чем русские художники…»
Разберем основные тезисы и выводы Дали по порядку:
- В России огромная территория.
Согласен.
- Народ (российский) этот обладает выраженным художественным темпераментом – вспомните русских писателей и композиторов!
И это – правда.
- В России не было, нет и не может быть великих художников.
Вот тут готов поспорить! Перечисляю навскидку: Айвазовский, Кандинский, Малевич, Левитан, Рерих, Шагал –продолжать можно долго. Интересные обзоры самых дорогих картин русских художников смотрите здесь и здесь.
- Объясняется этот поразительный феномен в первую очередь снегом.
О снеге мы подробно поговорим чуть позже.
- Есть и другие, не столь очевидные причины.
К сожалению, мы уже никогда о них не узнаем.
- Ни в одной стране со снежными зимами никогда не было хороших художников.
Читайте мой пост про художников из Швеции и Норвегии здесь.
- Снег – злейший враг сетчатки. Снег – это отрицание любой визуальной культуры; его белизна слепит…
По поводу сетчатки – согласен. Знаю, как люди в высокогорье или в заснеженной тундре слепнут от яркого снега. По поводу белизны -посмотрим вместе, какие оттенки снега бывают у русских художников. По поводу «отрицания визуальной культуры» — очень спорно.
- …Нет худших колористов, чем русские художники…
Пожалуй, по отношению к России Дали высказывается наиболее жестко: если в Швеции, по его мнению, «…не может родиться настоящий художник…», а Англия «не произвела на свет ни одного выдающегося художника», то русские художники — «худшие колористы» в мире. Просто взял и пригвоздил!
Я могу принять только одну версию такого поведения – Сальвадор Дали, будучи прирожденным провокатором, на самом деле тайно обожал русских колористов и нарочно использовал столь провокационные эпитеты, чтобы возбудить дополнительный интерес своих читателей к своим любимцам вот таким причудливым способом. Если продолжить эту идею, то станет понятно, что Дали скрытно обожал еще и Гогена с Сезанном, а также «настоящих» художников из Швеции и «великих» художников из Англии.
СНЕЖНЫЕ ПЕЙЗАЖИ РОССИИ
- Именно поэтому краски на картинах русских художников имеют фиолетовый оттенок, они искажены избытком анилиновой кислоты, которая является ядом для глаза и ума.
В ответ на это я сделал небольшую подборку из моих любимых «снежных» пейзажей, которые говорят сами за себя.
Итак, посмотрим вместе на наших известных колористов:
Начнем, конечно, с картины Игоря Грабаря – Февральская Лазурь. Именно она приходит на ум в первую очередь, когда читаешь про «фиолетовые оттенки» российских колористов.
ИГОРЬ ГРАБАРЬ
ЮЛИЙ КЛЕВЕР
ИВАН ШИШКИН
АНДРЕЙ ШИЛЬДЕР
АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ
ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ
АРСЕНИЙ МЕЩЕРСКИЙ
ИСААК ЛЕВИТАН
ГАВРИИЛ КОНДРАТЕНКО
ВАЛЕРИАН КАМЕНЕВ
ИВАН ЕНДОГУРОВ
НИКОЛАЙ ДУБОВСКОЙ
ЕФИМ ВОЛКОВ
СНЕЖНЫЕ ПЕЙЗАЖИ ФРАНЦИИ
Справедливости ради, нужно представить для сравнения несколько снежных пейзажей великих европейских колористов. Раз уж мы упоминали здесь Сезанна и Гогена – давайте посмотрим, как французы изображали снег:
СНЕГ СЕЗАННА
По-моему эта единственная картина Сезанна с изображением снега.
СНЕГ ГОГЕНА
Глядя на снег Гогена, можно частично согласиться с критикой снежной белизны и фиолетовых оттенков.
Может быть Сальвадор Дали видел снег только на картинах Гогена?
Дима
Некоторые из этих работ я вообще не видел,впечатлили. Дали не прав на счет русских художников, на мой взгляд работы очень красивы и правдоподобны. Думаю, только русский человек может передать нашу природу так как нужно. Я думаю он просто критиковал всех подряд и дело вообще не относилось к искусству. Да и к тому же, художники часто критикуют другие работы.
Петр
При всем величии Сальвадора Дали, ему не стоило бы обижать российскую и русскую школу живописи. В то время, эти заявления художника, рассматривались как пиар-акция, провокационные высказывания подогревали интерес к персоне самого Дали, к его работам, к его жизни. Если о художнике не говорят, не смотрят его картины, то его забывают. А рисовал снег сам Дали?
safiullin
Смотрел каталог работ — ни видел ни одной работы Дали с изображением снега. А было бы интересно посмотреть на его средиземноморский снег…
Екатерина
Данное утверждение Дали сравнимо с мнением, что в России медведи гуляют. Представленные картины — шедевры, которые в очередной раз подтверждают, что Россия богата талантливыми художниками, именно нужно обладать огромным талантом, что бы так естественно и красиво передать русскую зиму, ее красоту и настроение. Дали еще надо поучиться у русских художников такому написанию.
Лиза
Может быть, повальная критика Дали все и вся — действительно провокация? Тем более сами аргументы порой просто притянуты за уши.
Когда увидела утверждение, что, мол, нет художников, то на ум сразу пришёл Айвазовский с его восхитительными морскими пейзажами, один из моих любимых художников. Шишкин, Левитан… Как так нет?Фиолетовый оттенок присутствует, но лично я нахожу его очень органичным, видимо потому, что у меня сетчатка тоже повреждена.
Лилия
Я крайне возмущена слова Дали! В России всегда славилась яркими личностями!!! Лично для меня далек стиль работ Дали, они слишком тяжелы для меня, давят…. Если же рассматривать работы наших художников, в них больше жизни, реальности! И снег не является помехой сему! Снег, зима, мороз — они являются неотъемлемым отребутом России. И на надо показать всю красоту зимы, этого снежного волшебства
Юлий
Нынешнему поколению «повреждение сетчатки» точно не грозит, судя по последним прогнозам…
дмитрий
С таким воспалённым мозгом как не умудрился сказать, что и России не существует.
[email protected]
Дали резок , но прав — все русские художники велики только в России . Сравните Репина и Ван Гога -живопись Репина абсолютно не соответствует времени.
Розалия
Я думаю, что сетчатка глаза ни причём. Это снег отражает богатство красок в природе. А великие художники умеют это увидеть и передать на полотне.
Ваше величество
Галя что-ли впаривала ему эту чушь? Сомневаюсь, что Сальвадор вообще был знаком с творчеством русских живописцев. Разве что со слов жены, которая, критиковала все русское, как и многие тети родом из России, оказавшиеся заграницей. Ну и попутно и нахваливала своего художника: «Ты ж мой хороший, мой самый лучший, мы тебя будем продавать и мир будет плакать, глядя на твои (наши) работы». В любом случае, не большого ума, к сожалению, дядя Сальвадор.
safiullin
Согласен с тем, что творчество классиков русской живописи конца 19 века (передвижники, академики, реалисты, романтики) Сальвадору трудно было увидеть в Европе — в тамошних музеях их практически нет.
Наталия
Дали, конечно, виднее. Он же великий колорист-открыточник.