В своей книге «50 секретов магического мастерства» Сальвадор Дали в свойственной ему категоричной манере отказывает в художественном мастерстве не только великому Полю Гогену, но и всем художникам Швеции и Англии вместе взятым.
Дали и Гоген
В предыдущем посте я уже писал о жесткой критике, которой Сальвадор Дали подверг картины Сезанна.
И вот теперь Поль Гоген! Давайте разберемся вместе.
Итак, Дали пишет:
«….Злейшим врагом для глаза всякого уважающего себя художника является экзотический тропический цветок, который по природе своей антихудожествен. Перенасыщенный соляной кислотой цветовой гаммы одного полотна Гогена вполне достаточно, чтобы насытить глаз молодого художника кислотой на всю жизнь.
…Слишком резкие тона, постоянно смешиваясь на вашей сетчатке, без сомнения, в конце концов замутнят ее – так, когда вы беспорядочно смешиваете на палитре яркие краски, она темнеет, словно мглистое или затянутое грозовыми тучами небо. Следует также держаться подальше от травы и любой растительности, яркая зелень которой биологически отчаянно молит о кислороде: ведь нет ничего хуже для сетчатки художника, чем крикливая и скрипучая попугаичья зелень разгульного буйства растительности…»
Как вам «соляная кислота» этой картины? Этого одного полотна Гогена было достаточно, чтобы поставить рекорд аукционов всех времен и народов! Картина была продана за 300 миллионов долларов в 2015 году на частных торгах.
А было бы интересно посмотреть на творческий спор этих двух титанов живописи! К сожалению, у Поля Гогена не было никакой возможности очно ответить Дали – на момент написания книги он уже давно умер. За него достойно ответили богатые коллекционеры всего мира, которые заплатили с 1996 года только за 8 работ Гогена более 550 миллионов долларов. Гоген лидирует в списке самых дорогих картин мира. В этом списке есть единственная картина самого Дали, которая занимает скромное 178 место с суммой 20,6 млн. долларов. Вот она:
Как говорится, убедительная победа по очкам остается за Гогеном. По крайней мере, пока.
Лично мне Гоген интересен своими потрясающими пейзажами в ранний период своего творчества. Как-нибудь напишу об этом в отдельном посте. Но даже глядя на «таитянский» период творчества Гогена, я все равно не могу согласиться с оценкой Дали.
А вы?
ДАЛИ О ШВЕДСКИХ ХУДОЖНИКАХ
Далее Дали пишет — «…Впрочем, представить, что в тропиках родился настоящий художник, так же невозможно, как невозможно представить себе, что он родился в Швеции…». После таких провоцирующих слов я просто не мог не уделить время изучению творчества шведских художников. Для сравнения я выбрал картины 4-х знаменитых живописцев Швеции из той эпохи, которую мог наблюдать Дали. И вот, что получилось:
Начнем с Андерса Леонарда Цорна (Anders Leonard Zorn, 1860-1919), который, как считается, внес существенный вклад в развитие не только шведской, но и западноевропейской живописи в целом.
Ярким представителем шведского символизма является Эуген Фредерик Янсон (Eugène Fredrik Jansson, 1862-1915).
Карл Улоф Ларссон (Carl Larsson, 1853-1919) является одним из самых знаменитых художников Швеции.
Иоганн Эдуард Берг (Johan Edvard Bergh, 1828 -1880) — шведский художник-пейзажист, основатель новой шведский школы пейзажистов.
Где Швеция, там и Норвегия. Тут согласиться с Дали еще сложнее.
Один Эдвард Мунк чего стоит!
Эта знаменитая картина Эдварда Мунка была продана в 2012 году на аукционе Sotheby’s почти за 120 миллионов рублей.
Изучая живопись Норвегии, я наткнулся еще на одного замечательного норвежского художника.
Андерс Аскевольд (Anders Monsen Askevold, 1834–1900) – замечательный норвежский пейзажист, завоевавший золотую медаль в 1884 году на международной выставке в Лондоне. Я обязательно как-нибудь напишу отдельный пост о его творчестве. Вот несколько его работ:
Интересно, где и как Сальвадор Дали познакомился с работами шведских художников, прежде чем написать такие резкие слова? Мне почему-то кажется, что он вообще их не видел!
А вы согласны с Дали?
ДАЛИ И ХУДОЖНИКИ АНГЛИИ
Дали пишет: «Прекрасно известно, что Англия, давшая миру великих писателей, не произвела на свет ни одного выдающегося художника, поскольку так уж устроен мир, что нельзя иметь все сразу: я говорю о художниках первого ряда, таких как Веласкес, Рафаэль или Вермер Делфтский».
Так и хочется повторить известные слова Бургомистра из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» — «Господи, ну Англия–то чем ему помешала?»
Как можно было так безапелляционно написать про художников Англии, если в ней родился Джозеф Мэллорд Уильям Тернер! Человек, который стал «предтечей импрессионизма»! Как можно было не заметить этого художника, которого Джон Рёскин назвал «величайшим художником всех времён». В общем, Сальвадор, на мой взгляд, и здесь дал маху.
Впрочем, посмотрите на несколько известных полотен Тернера сами:
Картина продана на аукционе Sotheby’s в 2010 году за 47,5 млн. долларов и входит в первую сотню самых дорогих картин мира.
Картина продана на аукционе Christie’s в 2006 году за 35,8 млн. долларов и входит в первую сотню самых дорогих картин мира.
Картина «Вид на Рим с холма Авентин», находившаяся в частной коллекции, была недавно продана на торгах «Старые мастера» аукциона Sotheby’s за 30,3 миллиона фунтов стерлингов (47,4 миллиона долларов).
Комментарии излишни.
ДАЛИ ПРОТИВ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Да-да, Дали и мимо русских художников не смог пройти мимо, но об этом смотрите отдельный пост.
Григорий
Как гений чистой воды, Дали не признавал ничего, кроме своей собственной правды. Вспомним хотя бы Михайло Ломоносова, который спускал борзых собак на каждого, кто перечил ему.
Что же до моего субъективного мнения, то лично я считаю Гогена вульгарным. Шведских художников (спасибо вам за то, что просветили о существовании шведской школы живописи) простыми и незамысловатыми как пресловутая Икеа. О норвежских… есть там что-то кроме фьердов? Ну а Англия, как милая деревенька в сердце моем 🙂
Что же до самого Дали, то я не являюсь его поклонником, но не признать напористости его картин, их хлещущей из краев фантазии, безумства ночного кошмара, было бы глупо. Слишком реалистичен их потаенный ужас, знакомый каждому из нас, наверно именно это и заставляет людей без удовольствия смотреть на них. Ядовитые, кислотного цвета тела Гогена гораздо приятнее глазу.
Лиза
Восприятие искусства, и живописи в том числе — вещь довольно субъективная. Лично я тоже не понимаю «истерии» по поводу таитянского периода творчества Гогена, работы интересные, но действительно, черезчур уж яркие и какие-то «плоские», что ли, без игры теней и полутонов, практически без объёма.
И далеко не всегда стоимость полотна определяет его художественную ценность. Недавно смотрела подборку ну очень странных «картин», которые были проданы за относительно большие деньги.
Вероника
Еще раз доказывает то, что на вкус и цвет товарищей нет. У каждого из нас свое представление о том, что красиво, а что нет. Так и с людьми, кому то нравиться девушка с рыжими вьющимися волосами, а кто-то посчитает ее совершенно обычной и не обратит никакого внимания. Так и должно быть, иначе если бы всем нравилось одинаковое, то никто бы не смог найти себе пару. Каждая точка зрения имеет право на существование.
Алексей
Пусть Дали и гений, но все же в критике своей он очень резок, и на мой взгляд, совершенно несправедливо. Выглядит это примерно так: «Есть только одна настоящая живопись, моя, остальное — даже искусством не назовешь». Я не хочу оспаривать его гениальность, но все же его суждения трудно назвать объективными. Мое мнение,он просто пытался оговорить тех, кто мог написать картину лучше него, а вот какие цели он преследовал, боюсь, мы не узнаем никогда.