Восемь прекрасных пейзажей Вильгельма Пурвитиса (1872-1945) крупным планом. Картины выстроены в сезонном порядке — наступление зимы, зима, ранняя весна и победа весны.
Каждая картина сопровождается несколькими фрагментами, которые позволяют лучше оценить технику резкого мазка, особенную работу кистью и тонкий колорит латышского мастера в изображении снега, льда, воды, неба и деревьев. Надеюсь, это будет интересно и полезно начинающим художникам.
Вильге́льм Ка́рлис Пу́рвитис (латыш. Vilhelms Kārlis Purvītis, в советской литературе также Пу́рвит)— один из основоположников современной латвийской живописи, известный пейзажист и «отец латышского импрессионизма». Основатель Латвийской Академии художеств и её первый ректор.
Пурвитис первый латышский художник, который полностью посвятил свое творчество родной природе. В его пейзажах доминируют сюжеты зимы и весны.
Здесь показаны работы художника из великолепного собрания Латвийского Национального Художественного Музея.
Итак, начало зимы. Выпал первый снег.
- Первый снег (First Snow) — 1930 год
Обратите внимание, какими приемами художник передает мрачное зимнее небо.
Фрагменты картины:
Из биографии художника:
В 1890 году Вильгельм Пурвитис становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. Он решил заниматься пейзажной живописью и выбрал в 1896 году мастерскую Архипа Куинджи, автора знаменитой «Лунной ночи на Днепре».
Летом 1897 года Пурвитис и его друг Янис Валтерс (еще один знаменитый латышский художник) работали в Елгаве. Валтерс в своей дипломной работой «Рынок в Елгаве» запечатлел Пурвитиса, пишущего этюд на рыночной площади родного города.
Наступила зима.
- Зима (Winter) — 1910 год
«Зима» — одна из самых известных работ художника, а на мой взгляд — один из самых впечатляющих зимних пейзажей. Просто, но убедительно.
Фрагменты картины:
- Зимняя ночь (Nordic Night) — 1900 год
Друг Пурвитиса — фон Энгельхардт оставил воспоминания о процессе работы художника: «…Самый первый эскиз обычно — это мастерски набросанная идея, в которой почти нет ничего предметного. Затем на место красочных пятен приходит предметность , тщательно выверяется, не слишком ли высоко или низко намечена линия горизонта в композиции картины, мешают ли или вписываются формы облаков, нужно ли усилить и смягчить горизонтальные или вертикальные группы деревьев. Когда сделаны предварительные этюды, то за несколько дней создается готовая картина. Кажется, что она написана с натуры.
Даже зная, что крупноформатные картины Пурвитиса скомпонованы в мастерской, непосредственность ощущения природы в них поражает оттого, что мастер был фанатиком пленэра , с детства чувствовал извечную переменчивость красок и форм природы и даже в зимние холода работал под открытым небом…
Фрагмент картины:
- Зимний пейзаж (Мартовский вечер) — 1900 год
Пурвитис не был первым европейским художником, писавшим снег. Одним из источников его вдохновения были полотна норвежского художника Фрица Таулова (о самобытном творчестве которого обязательно будет отдельный пост). Учась у других мастеров и следуя природе Латвии, Пурвитис сформировал свой индивидуальный почерк и только ему присущую манеру исполнения «портрета» снега.
Фрагменты картины:
Художника часто называли «психологом» или «физиологом» снега, признавая, что каждый след, оставленный на снегу, каждая складка, мельчайшая тень или полоска света в картине Пурвитиса не случайность, а продуманный акцент, необходимый для того, чтобы выявить, подчеркнуть форму и фактуру снега и сохранить непосредственность впечатления.
Из биографии художника:
Международное признание Вильгельм Пурвитис получил в 1900 году на грандиозной Всемирной выставке в Париже, где его работа была награждены бронзовой медалью. В 1901 году на 8 Мюнхенском Сецессионе ему была присуждена золотая медаль, а на 14 международной выставке в Лионе — еще одна золотая медаль. В 1926 году художник был награжден орденом Французского легиона Чести.
В 1913 году Пурвитис становится академиком Петербургской академии художеств. В 1919 году художника назначили директором Рижского городского музея искусств. В 1919 году он также был утвержден директором Латвийской академии искусств и стал внештатным профессором в факультете архитектуры Латвийского университета.
- В Виестурдарзе (В Царском Селе), 1914 г.
В пейзажах Пурвитиса очень редко запечатлены какие-то конкретные места. Эта работа — одно из исключений.
Растаявший снег в центре картины притягивает внимание.
Фрагменты картины:
- Оттепель (Thaw), 1907 г.
Уже в начале творческого пути Вильгельм Пурвитис обратился к заснеженным пейзажам и ранней северной весне, когда на солнце начинает подтаивать снежный покров и в природе все начинает таять, бродить и изменяться. Для раннего периода характерны композиции с редкими отдельно стоящими обнаженными деревьями, вокруг стволов которых разливаются талые вешние воды.
Фрагменты картины:
- Весенние воды (Spring Waters) — 1910 год
Еще одна знаковая и легко узнаваемая работа художника. Пробуждение весны. Колористическая гармония свидетельствует о том, что поиски автора в это период достигли кульминации. Подобный принцип построения пейзажа в следующие тридцать лет будет использоваться художником в нескольких сотнях работ.
Фрагменты картины:
- Весной (In Spring) — 1934 год
Весна пришла. Пуантилизм в исполнении Пурвитиса. Упрощенные формы и яркие цвета. Точечные, отрывистые и яркие мазки. Праздничное настроение.
Фрагменты картины:
Вильгельм Пурвитис за свою жизнь написал несколько тысяч работ, но большинство из них погибло в 1944 году во время авиационного налета в Елгаве — сохранилось всего 150 картин мастера.
В тексте использованы материалы из статьи Даце Ламберга «Вилхелмс Пурвитис — жизнь и искусство».
Добавить комментарий