Уильям Меррит Чейз (1849-1916) — один из великих американских импрессионистов — был универсальным мастером пейзажей, портретов и натюрмортов. Рыбные натюрморты Чейза особенно радуют мой глаз рыбака-любителя своими убедительными изображениями улова.
Рыбные натюрморты Чейза пользовались большим спросом и многие из них были куплены американскими музеями по всей стране. Работы были настолько популярны, что художника даже беспокоило, что его будут помнить только как «рисовальщика рыбы».
Здесь представлены семь «рыбных» работ художника из американских музеев.
Начнем с вкусной американской селедки.
1. Шад из Северной реки — North River Shad
William Merritt Chase (1849–1916)
1910, холст, масло, 73.7 × 94 cm
Art Institute Chicago (США)
Шад (шэд) — американская сельдь (Alosa sapidissima), распространенная на североамериканском побережье от Ньюфаундленда до Флориды. Само название shad происходит от древнего английского sceadd, что означает «сельдь». Таким образом, шад — ближайший родственник атлантической и балтийской селедки.
Шад — проходная рыба, неоднократно на протяжении жизни заходящая на нерест в реки. Эта селедка спасла от голода и фактически вскормила основателей американской нации, высадившихся на восточном побережье в начале 17 века. Во времена борьбы за независимость США, генерал Вашингтон распорядился накормить своих голодных солдат селедкой-шадом, которой в это время было много в реке Делавэр.
Икра шада считается деликатесом. Взрослый шад весит от 1,5 кг до 3,5 кг (рекорд — 5 кг.) и очень вкусен в любом виде: вареном, жареном или запеченном. Мясо шада очень ароматное и не требует никаких дополнительных соусов и специй.
Генерал Конфедерации Джордж Пикетт и все его старшие офицеры пропустили последнее сражение гражданской войны в апреле 1865 года при Файв-Форкс, штат Вирджиния, потому что приняли приглашение на ужин, где подавалась запеченная сельдь-шад.
В натюрмортах отчетливо Чейза видны плоды его обучения живописи в Королевской Академии в Мюнхене — блестящая текстура поверхности холста, аккуратные мелкие мазки, темно-коричневый фон.
Мерцающие белые штрихи убедительно передают блеск мелких радужных чешуек шада и вместе с правильным изгибом крупной рыбы подчеркивают ее вес, объем и плотность. Композиция с шадом в центре мастерски уравновешивается вареным раком и небольшими рыбками, одна из которых — обычный речной окунь, а в других угадывается сардина. Мне не приходилось ловить шада, но настоящий цвет речного окуня полностью подтверждаю. Красный рак и серебристый шад на темном «мюнхенском» фоне создают яркий, но сбалансированный контраст палитры картины.
Этот натюрморт Чейза разительно отличается от его более известных импрессионистических изображений городских парков и других сцен на открытом воздухе.
2. Большой медный котелок и рыба — Big Copper Kettle and Fish
William Merritt Chase (1849-1916)
1914, холст, масло, 29 x 36 in.
Indianapolis Museum of Art (США)
Еще одна сбалансированная композиция на темном «мюнхенском» фоне изображает американского шада в окружении какой-то осетровой рыбы (скорее всего, это тупорылый осетр) и маленькой красной барабульки.
Известно, что Чейз обладал очень быстрой техникой написания рыбных натюрмортов. Он часто утверждал , что может вернуть хотя бы одну рыбу обратно на рынок достаточно свежей, чтобы ее можно было продать еще раз.
Картина была одной из любимых работ художника. В письме 1915 года в IMA (Художественная ассоциация Индианаполиса) Чейз писал: «… Мне приятно знать, что вы заботитесь о моей картине с рыбой. Я уверен, что это лучшее, что я нарисовал, и я был бы очень рад, если бы работа постоянно находилась в Художественной ассоциации».
Уильям Чейз и Эдуард Мане
Уильям Чейз родился в Ниневии, штат Индиана. В течение короткого периода времени учился живописи у местного портретиста Бартона C. Хейса, затем продолжил учебу в Нью-Йорке в Национальной академии. После дальнейшего обучения в Мюнхене (вместе с Фрэнком Дювенеком и Джоном Генри Твахтманом) он много путешествовал по Европе. В 1878 году он вернулся в Нью-Йорк, где купил дом.
В 1904 году Чейз начал серию рыбных сюжетов, что было сразу высоко оценено американской публикой. Нет никаких сомнений в том, что в Европе Чейз видел похожие натюрморты французского художника Эдуарда Мане. Например, вот этот:
Натюрморт с рыбой — Fish (Still Life)
Édouard Manet (French, 1832-1883)
1864, масло, холст, 73.5 x 92.4 cm
The Art Institute of Chicago
Тот же темный фон, красное пятно мелкой рыбы для усиления контраста, медный котелок на заднем плане, который стал непременным участником рыбных натюрмортов Чейза…
3. Красный окунь — Red Snapper
William Merritt Chase (American, 1849-1916)
Дата неизвестна, холст, масло, 74.3 x 92.39 cm
Indianapolis Museum of Art (США)
Многие рыбные натюрморты Чейзом создавал в качестве моментальной демонстрации для своих классов живописи.
4. Полосатый окунь (лаврак) — Striped Bass
William Merritt Chase (American, 1849 — 1916)
1907, холст, масло, 74.3 x 92.39 cm
Nelson-Atkins Museum of Art — Kansas City (США)
Прекрасная работа с множественными отражениями и рефлексами. Чейзу нравилось выделять серебристые тона рыбы на фоне теплого медного блеска. На этой картине можно увидеть художника за мольбертом, отраженным в медной чаше.
В Европе Чейз был также вдохновлен голландскими и французскими традициями рыбного натюрморта 17-го века, яркими представителями которых были Питер Клас и Жан-Батист Шарден.
5. Натюрморт с рыбой — Still Life-Fish
William Merritt Chase (American, 1849–1916)
1900, холст, масло, 113 x 142.6 cm
The Museum of Fine Arts, Boston (“MFA”), США
6. Рыба и натюрморт — Fish and Still Life
William Merritt Chase (American, 1849 — 1916 )
1904–1909, холст, масло, 45.72 × 66.04 cm
Dallas Museum of Art (США)
7. Английская треска — An English Cod
Chase, William Merritt (American, 1849 — 1916)
1904, холст, масло, 91.76 × 101.92 cm
National Gallery of Art, Washington (США)
Добавить комментарий