В парижском музее Орсей висит уникальный пейзаж русского художника Александра Борисова.
В обзоре русской живописи в музее Орсей я обещал написать отдельный пост о художнике Александре Борисове. Выполняю обещание.
Итак, неожиданно для себя в одном из залов музея Орсей я увидел этот арктический пейзаж.
Имя автора и название картины ни о чем мне не говорили, хотя было понятно, что это явно российский художник и российский пейзаж. Однако сам сюжет приковал внимание.
В каталоге музея эта работа выглядит так:
Alexandre Sergejewitch Borisoff — Les glaciers, mer de Kara
Именно в Орсее эта картина смотрится уникально. Краски и сюжет картины разительно отличаются от всего остального. По-моему, ни один другой пейзаж в этом музее не изображает арктические льды.
Орсей открыл для меня живопись талантливого и очень самобытного пейзажиста Alexandre Borisoff. В Москве я посвятил время изучению его творчества и обнаружил, что увиденная мною «ледовая» картина уникальна только для Орсея, но совсем не уникальна для самого Борисова, если рассмотреть все его творчество целиком.
А вот живопись Александра Борисова оказалась уникальной. И главное, что сам художник оказался личностью незаурядной и поистине уникальной не только для России, но и для всего мира.
Первый же поиск в Интернете выявил непростительную ошибку администрации музея – художник Борисов оказался на деле Александром Алексеевичем, а совсем не Александром Сергеевичем (как указано в каталоге Орсей)! Надо будет как-то при случае им это сообщить.
Итак, самые интересные факты из необычной и захватывающей биографии Александра Алексеевича Борисова (1866-1934) и мои любимые пейзажи этого художника:
АЛЕКСАНДР БОРИСОВ — ХУДОЖНИК
В 1895 году технику рисунка А. А. Борисов постигал в мастерской И.Шишкина, а через год после его ухода из Академии — у А.Куинджи.
В 1897 за картину «В области вечного льда. Лето» Александр Борисов получил звание художника.
Видно, что идея арктического льда заинтересовала художника с самого начала. Третьяков купил эту картину прямо с выставки.
Коллекция произведений Александра Алексеевича Борисова включает более 400 работ. Почти все произведения, с которыми Борисов в начале XX века с триумфом проехал по городам Европы, хранятся сейчас в Архангельске. Многие работы А. Борисова хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Вологодской картинной галерее, Ненецком окружном музее и других музеях России. Ну и в Орсее конечно.
А.А. Борисов — первый живописец Арктики. Он первый в мире с кистью и палитрой работал в сложнейших условиях Заполярья.
По этому поводу сам художник впоследствии напишет: «…Работать было очень трудно: приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски почти немыслимо. Стужа превращает краски в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну. Со мной бывали случаи, когда во время моих «полярных» работ, что даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал кристаллизоваться на этом адском холоду. У меня есть этюды, которые я писал на морозе в 28,8 С, 3-4 этюда при 37,5 С. При этом кисть приходилось держать в кулаке, прикрытом рукавом малицы, и изо всех сил прижимать к полотну, нанося на него краски. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить…».
Летом 1894 года Борисов отправился на пароходе «Ломоносов» в поездку по Северу. Художник осуществил мечту побывать в Ледовитом океане и стал вынашивать идею высокоширотной художественной экспедиции. Из поездки он привёз около 150 этюдов. Эти работы вызвали восхищение В. Васнецова, И Репина, А.Куинджи.
И.Репин (кстати, его картина тоже присутствует в Орсее) так отозвался о работах молодого художника:
«Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах… — всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды».
Картины Борисова приобретает император Николай II. Третьяков увидел в нем национального русского художника, отразившего в своих полотнах северные окраины России, и приобрел 65 работ на очень крупную по тем временам сумму — 8000 рублей.
АЛЕКСАНДР БОРИСОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
В 1900 году А. А. Борисов и восемь его спутников отправились на Новую Землю. Они обследовали и наносили на карту берега заливов Чекина, Незнаемый и Медвежий, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имена художников. Благодаря Борисову на карте появились мысы Шишкина, Крамского, Репина, Куинджи, Васнецова, Верещагина и ледник Третьякова. Экспедиция длилась четырнадцать месяцев.
Борисова по-праву можно назвать выдающимся художником-исследователем-ученым-путешественником. Рядом – только отец и сын Рерихи.
Художник пишет: «..Я построил парусную яхту «Мечта», специально для плавания среди льдов, на которой в 1899 и 1900 гг. предпринял с зоологом Т. Тимофеевым экспедицию на Новую Землю и Карское море. Во время этого путешествия нам пришлось пережить ужасную драму на плавучих льдах Карского моря, и мы не померли с голода, благодаря лишь тому, что у нас осталось ещё несколько патронов, что дало нам возможность стрелять тюленей, сырое мясо и внутренности которых служили нам пищей, а кровь питьём». (Александр Борисов. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Санкт-Петербург, 1907).
В своих научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, высказывается о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами.
Его картины являлись ценнейшим материалом для многих зарубежных исследователей Арктики.
В 1916 году А. А. Борисов разрабатывает проект строительства Обь-Мурманской железной дороги, строительство которой было поддержано царским правительством, а также сменившим его после революции Совнаркомом. Из-за гражданской войны проект был реализован только через десятки лет.
В 20-30-ы Борисов принимал активное участие в разработке проекта железной дороги Обь- Котлас-Сорока, а в 1922 году по инициативе А. А. Борисова на базе соляного источника недалеко от Красноборска был открыт курорт «Солониха», первым управляющим которого стал сам художник.
АЛЕКСАНДР БОРИСОВ В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ
Из своих экспедиций Борисов вернулся знаменитостью. Слава первого художника Арктики бежала впереди него. В 1902 году по приглашению Венского общества художников А. А. Борисов устраивает выставку в столице Австрии.Затем выставки с триумфом проходят по всей Европе. Прага, Лондон, Берлин, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Мюнхен,Париж…
В Париже Александр Алексеевич выставил 227 работ! Правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона и приобрело картину «Льды в Карском море».
Теперь понятно, как она попала в Musee d’Orsay!
В 1907 году по представлению Нансена, посетившего его выставку в Лондоне, художник от имени правительств Норвегии и Швеции награжден орденом Святого Олафа. Нансен сам и вручил его русскому художнику.
Британское правительство наградило художника Орденом Бани.
Большое впечатление картины Борисова произвели на президента США Теодора Рузвельта. В начале 1908 года Борисов приехал в США. Выставка его картин была проведена прямо в Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, которого принял Президент США.
ЗИМНЯЯ СКАЗКА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВА
Зиму 1912-1913 годов художник провел у себя на даче, в Красноборске Архангельской губернии, а в летнюю пору ездил на Соловки. Так был создан цикл работ, который можно назвать «Зимняя сказка».
Поразительной чертой художника Борисова является верность теме. Ничего, кроме северных мотивов, он никогда не писал, не искал никакой другой темы — только Русский Север! Вслед за Борисовым Крайний Север также посетили В. Серов и К. Коровин (кстати, тоже соседи Борисова по Орсею!), но для них северный мотив был лишь мимолетным эпизодом творческой биографии. Борисов же Крайнему Северу посвятил всего себя, с ученических лет и до конца своих дней.
Умер Александр Алексеевич Борисов 17 августа 1934 года у себя в мастерской, во время работы над картиной об Арктике.
Яна
Действительно, картины художника Александра Борисова поражают зрителя своей необычностью, где-то даже некой угрюмостью. От них веет одиночеством, возможно потому что он изображает север — суровый край. Лично мне понравилась картина «Усть-Цильма на Печоре». Деревушка, разбросанная на берегу реки, купола церкви на фоне закатного неба, бесконечные просторы снега — все это достоверно передает пейзажи глубинки России. Поэтому картины Борисова можно назвать истинно русскими, в них через пейзажные зарисовки передается суровый характер жителей севера.
Мария
Думаю, Александр Борисов, был счастливейшим человеком. Он занимался любимым делом, исследовал неведанное и переносил на бумагу все, что видел и что было недоступно взору других людей. Картины завораживают, когда я смотрю на них, такое ощущение, что это фото прошлых лет и я смотрю на них через волшебные очки. Картина «Зимняя сказка» такая простая, но в то же время в ней есть что то волшебное и завораживающее.
Антон
Признаюсь честно, я не являюсь большим поклонником Александра Борисова. Но в его картинах действительно есть то, что тебя очень завораживает. Глядя на его работы возникает ощущение, будто ты погружаешься в те места которые он воспроизводил. По настоящему ощущаешь эмоции и мысли автора в тот момент когда он писал. Использование в своих работах холодных тонов и минимализм яркой контрастности, говорит о серьезности характера этого человека.
Наталья
Мне картины понравились. Не смотря на простые сюжеты, они найдут отклик в каждой русской душе. Заметила, что он часто предпочитает не яркие краски, от этого картины кажутся холодными и загадочными, но всё же понятными и интересными. Холод он такой, хоть не приветливый и радушный, но по своему загадочным и привлекательный. Картины полностью передают эту атмосферу.
Михаил
Мне, как Музыканту — Исследователю, очень близка эта тема. Рассматривая картины, я невольно вспомнил о Владиславе Золотарёве. Золотарёв, композитор-художник, тоже создавал свои шедевры в сложных погодных условиях Магадана. Музыка, сочинённая Владиславом Андреевичем звучала у меня в голове, при просмотре этих картин. Но, наибольшее впечатление на меня произвела картина «Лунная Ночь. Медведь на охоте.». В этой картине виден ветер сквозь который пробирается косолапый хищник, слышен звон льдинок и завывание вьюги. Очень хочется увидеть эти картины вживую, а особенно эту.
Марина
Огромное спасибо за интереснейшую публикацию. Очень пригодилась при подготовке к уроку МХК для моих пятиклассников! Спасибо автору за рассказ о художнике, написанный с такой любовью… Нам посчастливилось побывать в Музее художественного освоения Арктики имени А.А,Борисова в г.Архангельске и увидеть картины Мастера вживую…