Есть многое, что может не нравится в Ренуаре. Слишком много обнаженных женских фигур, которые полулежат на вычурных диванах как гигантские курочки, готовые для ощипывания. Они часто слишком приторные, что глубоко тронуть наше воображение. Его цветовые эффекты могут показаться слишком сентиментальными и гладкими.
И когда Ренуар писал пейзажи (что делал гораздо реже), он часто и охотно склонялся к ожидаемому для него колориту. Короче говоря, можно сразу определить удобного и привычного нам Ренуара, гуляя по Музею Орсе.
Например, здесь:
Картины художника — «Железнодорожный мост в Шату»
Или здесь:
Картины художника — «Берега Сены в Шампросей»
Но только не на алжирских пейзажах.
Картины художника — «Алжирский пейзаж. Овраг дикарки»
Ренуар предпринял путешествие в Алжир (французскую колонию в северной Африке) в 1881 году и он был единственным импрессионистом, кто сделал это. Он предпринял второе путешествие в следующем году — но заметно короче первого. Короткого погружения в алжирскую жизнь было вполне достаточным. Восточные мотивы мало увлекали и других импрессионистов — для многих из них французская глубинка была «достаточна глубока». То, что Ренуар увидел в Алжире оказалось очень необычным. Яркие, пламенеющие цвета дикой, непокорной и часто неопрятной природы захватили его врасплох. И художник изменил своему привычному стилю.
Мы видим овраг (ущелье) в сельской местности неподалеку от столицы Алжира — дикая и неукрощенная пустынная местность, покрытая кустарниками, цветами, деревьями и травой. Название картины видимо намекает на какой-то пикантный случай, который произошел где-то здесь, но мы не видим никакого намека на холсте.
Нельзя точно определить с какого расстояния Ренуар смотрел на эту местность — кажется, что все находится рядом с нами и непосредственно перед нами без каких-либо промежуточных этапов. Однако, если приглядеться внимательнее — дальняя часть оврага теряется в дымке и растягивает изображение. Мы ощущаем оба впечатления почти одновременно. Как будто глаз Ренуара проглотил целиком всю эту кривизну и размашистость пейзажа, восхитительное визуальное изобилие линий вверх, вниз и поперек.
Все это немного похоже на волосы, которые развеваются на буйном непокорном ветру во всех направлениях сразу — пульсирующие, волнующиеся туда и обратно, вечно изменчивые и непостоянные.
Не сразу наш глаз начинает двигаться по картине в определенном направлении. Наш взгляд сразу натыкается на очередное препятствие и сам собой возвращается назад. Наша визуальная прогулка по поверхности картины напоминает американские горки — бурные, ухабистые, бодрящие и возбуждающие. Ничего не происходит долго и постоянно в этой картине. Стиль напоминает скорее начальный фовизм, чем импрессионизм.
Картина состоит из огромного количества шероховатостей и неровностей. Посмотрите, например, на эти угрожающе шипы алоэ на переднем плане — и затем сразу сглаженность и плавность, хотя и не надолго.
Мы также видим, как много, очень много отдельных мазков кисти сделал художник. Кажется, что Ренуар это делает уже не для того, чтобы захватить эффект света — это было бы вполне в духе импрессионизма, а скорее, чтобы справиться с огромной массой листьев, которые заметил глаз художника.
Картины художника — «Банановые поля»
Картины художника — «Тропинка в высокой траве»
Это один из самых узнаваемых пейзажей Ренуара. Тропинка в высокой траве — результат совместной работы на плэнере с Клодом Моне. Здесь Ренуар использует тот же мотив , что и Моне в Маках в окрестности Аржантей: полный зелени луг и женщина с мальчиком.
Так же, как и Моне, Ренуар повторяет эту пару на заднем плане. Однако фигуры у него выразительнее, они , а не маки являются центральными персонажами.
Ренуар пишет эту картину небольшими мазками, как принято у импрессионистов. Но эта манера не была для него органичной . Как он признавался , она позволяла «производить более нежный переход из одной тональности в другую , но такая техника дает грубоватую фактуру…Не выношу этого. Люблю погладить картину рукой».
(в тексте использованы материалы статьи Michael Glover — Algerian Landscape. INPEDENDANT, March 2011 и книги А.Киселев «Пейзажи импрессионистов», Серия «Великие полотна»)
Арсений
Во многих полотнах заметил «фотографичность»: задний или передний план, или же неприоритетные по смыслу зоны полотна имеют меньшую резкость, они более плавные и размытые, как зоны нерезкости в фотографических объективах. между прочим, человеческий глаз тоже видит схожим образом, особенно в потёмках, когда радужка открыта максимально, просто наш мозг не замечает оптически неизбежные зоны нерезкости. так-то=)
Яна
Люблю творчество Ренуара. За исключением обнаженных фигур. Поэтому позабавила Ваша фраза «гигантские курочки, готовые для ощипывания». Но вот портреты и жанровые сценки, на мой взгляд, художнику весьма удавались. Нравятся также его весьма немногочисленные натюрморты и цветы. Как и у всех импрессионистов, картины Ренуара наполнены светом и воздухом.
К своему стыду, об его алжирских пейзажах я практически ничего не знаю. Представленные здесь две картины этого периода очень непохожи на типичного Ренуара. В них действительно что-то дикое, буйное, волнующее. И цветовая гамма нетипичная — холодная. Постараюсь поискать другие картины этого цикла.
Надо развиваться! 🙂
Ирина
Мне тоже кажется, что пейзажи удавались Ренуару намного интересней и загадочней чем картины обнажённых женщин, хотя и они пользовались в свое время успехом.Наверное каждый в его творчестве может найти что-то для себя, для души.Мне нравится его стиль, особенно мой взгляд притягивает картина «Алжирский пейзаж».От неё веет чем-то фантастическим и живым.Картина действительно будоражит и волнует. Как хотелось бы увидеть её в живую.