Новая картина маслом.
Водная гладь — всегда источник успокоения. Легкая рябь на поверхности пруда преломляет послеобеденное летнее небо. Полный покой — только шелест листвы и щебетание птиц. Ветка ивы наклонилась к кувшинкам похвастаться свежими листьями. Безмятежное созерцание природы в японском стиле.
Масло, холст на картоне, 40х50 см, июль 2017 года. Портфолио смотрите здесь.
Немного о муках творчества и сложной простоте
Сюжет безмятежный, а процесс сложный, можно сказать, изматывающий. Многослойная картина — десяток подходов к мольберту в течение полутора месяцев.
Когда в картине много деталей и оттенков — очень трудно на чем-то остановиться. Вроде еще один мазок, немного здесь, чуть-чуть там. Кажется, вот сейчас, уже сейчас — и долгожданный финал. А отойдешь на метр — и опять неубедительно. Словом, перефразируя Мих.Мих. Жванецкого, картину нельзя закончить, картину можно только прекратить.
Прекратил, а все равно ходишь вокруг нее и думаешь: «Ну как же можно было прекратить! Ну какой же это крест? Это скорее буква «Хэ»! А это что в правом углу такое — просто черт знает что!». Не выдерживаешь и начинаешь что-то переписывать. Не выходит. Забрасываешь все на неделю и набираешься сил для нового рывка. Меняешь, меняешь до тех пор, пока работа вконец не испортится. Сидишь в опустошении и злишься: «Ну зачем я тогда не остановился? Почему навалил здесь этот ужасный кадмий. Черт знает почему!»
Даже великие Сезанн и Ван Гог могли не выдержать — в ярости растоптать мольберт, переломать кисти и разорвать холст.
Тут поневоле начинаешь уважать движение кубистов, фовистов, авангардистов и прочих модернистов, которые сознательно перестали заморачиваться деталями и умудрялись передать суть быстро, грубо и убедительно. Просто черный квадрат и никаких тебе мук творчества.
Приходит осознание того, что разумное упрощение гораздо объемнее натужной детализации. Правильно упрощать (то есть, оптимизировать) это очень сложный творческий процесс. И, наконец, количество действительно обязано переходить в качество.
Выразить мысли двадцатью словами гораздо труднее, чем страницей убористого текста. Только в литературе можно попробовать и легко откатить назад, а в живописи очередной шаг может окончательно перечеркнуть длительную работу. Так и балансируешь между желанием что-то улучшить и страхом все испортить.
Это безумно интересно.
Добавить комментарий