Голландский художник Йохан (Ян) Бартольд Йонгкинд (1819–1891) был выдающимся пейзажистом своего времени и одним из наставников молодого Клода Моне. Хотя он и отсутствовал на первой выставке импрессионистов в 1874 году, Йонгкинд заслуженно считается одним из непосредственных предшественников импрессионизма.
В предисловии к каталогу, опубликованному к первой посмертной распродаже работ Йонгкинда 7 и 8 декабря 1891 года, Луи де Фуркад написал: «В будущем он несомненно будет признан связующим звеном между творчеством Коро и Клода Моне, от одной эпохи в живописи — к следующей…»
Йохан Йонгкинд в Онфлере
После учебы в Академии искусств Гааги в 1845 году Йонгкинд познакомился с французским художником Эженом Изабе (Eugène Isabey) и в следующем году последовал за ним в Париж. В 1850 году он впервые отправился в Нормандию вместе с Изабе и останавливался в Онфлере, Фекаме, Ипоре и Сен-Валери-ан-Ко (Honfleur, Fécamp, Yport , Saint-Valéry-en-Caux).
По возвращении в Париж, Йонгкинд представил Художественному Салону работу «Набережная в Онфлере», которая впоследствии была приобретена государством для Musée de Picardie, Amiens.
С 1862 по 1865 год Йонгкинд совершил еще ряд поездок в Нормандию. Пребывание в Онфлере дало ему возможность встречаться на ферме Сен-Симеон (Saint-Siméon ) и в Кот-де-Грасе (Côte de Grâce) со своими друзьями — художниками и поэтами, братьями Тройон, Сислеем, Коро, Кальсом, Курбе и Бодлером. Здесь он подружился с Эженом Буденом и встретил молодого Клода Моне.
В этой дружной компании Йонгкинд исследовал побережье, причалы, гавани, улицы и крошечные площади нормандских деревушек. Его излюбленным мотивом стали оживленные набережные и прибытие больших парусных кораблей в гавань.
Вот несколько его типичных работ из нормандского периода в Онфлере:
1. Набережная Онфлера (Йохан Йонгкинд)
Johan Barthold Jongkind (Dutch, 1819–1891)
Quay at Honfleur, 1866
Oil on canvas, 32.5 x 46 cm
MuMa Le Havre (France) — Музей современного искусства им. Андре Мальро, Гавр (Франция)
Композиция картины «Набережная в Онфлере» разделяет холст на две части: открытый передний план, демонстрирующий признаки современной производственной деятельности (разгрузочные доки, машины, подъемники и шкивы, железнодорожные пути, работающие мужчины) и роскошное облачное небо, выполненное энергичными мазками густой краски.
Изображая порт, гавань или речной пейзаж, Йонгкинд использует перспективу уходящего вдаль канала или речного потока для увеличения глубины композиции. В этой работе перспектива дополнительно усиливается железнодорожными путями.
Оливье Сенн, знаток искусства из Гавра, не ошибся, когда приобрел этот великолепный пейзаж для своей коллекции в дополнение к работам Коро, Моне, Курбе и Будена.
Source: MuMa Le Havre
2. Вход в гавань Онфлера (Йохан Йонгкинд)
Johan Barthold Jongkind (Dutch, 1819-1891)
Entrance to Honfleur Harbor, 1863
Oil on canvas, 33.3 x 46.3 cm
Музей живописи в Толедо (Испания) — Toledo Museum of Art (Spain)
3. Фрегаты (Йоханн Йонгкинд)
Johan Barthold Jongkind (Dutch, 1819–1891)
Frigates — c. 1850–55
Oil on canvas, 54.6 x 80.6 cm
Clark Art Institute (USA)
Посещая Нормандию, Йонгкинд часто делал наброски и этюды береговой линии портов региона. Хотя «Фрегаты» написаны с большим вниманием к деталям, они сочетают в себе элементы из многочисленных акварельных зарисовок и, вероятно, не изображают какое-то конкретное место.
Source: Clark Art Institute
4. Вход в порт Онфлера (Йохан Йонгкинд)
Johan Barthold Jongkind (Dutch, 1819-1891)
Entrance to the Port of Honfleur, 1863/64
Oil on canvas, 42.2 x 56.2 cm
The Art Institute of Chicago (USA)
Йохан Йонгкинд в Голландии
Несмотря на то, что голландец Йонгкинд провел большую часть своей жизни во Франции, в его творчестве есть и голландский период. В 1855, разочарованный низкой оценкой его картин в парижском Салоне и преследуемый кредиторами, он оставил французскую столицу и возвратился на родину, где работал пять лет.
Художник поселился в портовом городе Роттердам. Он оставался в постоянном контакте со своими парижскими друзьями Коро, Руссо и Добиньи — членами «барбизонской» школы и своим парижским дилером. В Голландии Йонгкинд сосредоточился почти исключительно на создании характерных пейзажей с голландскими ветряными мельницами и сценами близлежащих морских гаваней.
5. Сцена в голландской гавани (Йохан Йонгкинд)
Johan Barthold Jongkind (Dutch, 1819–1891)
Harbor Scene in Holland, 1868
Oil on canvas, 41.9 x 55.9 cm
The Museum of Fine Arts, Boston (USA)
К тому времени Роттердам был самым важным портом в северной Европе. Как и в нормандских работах, художник изображает причалы шумного голландского порта с многочисленными пришвартованными парусниками в процессе разгрузки.
Пространство холста несет в себе типичные черты голландской пейзажной живописи семнадцатого века, с которой Йонгкинд был очень хорошо знаком.
В соответствии с этой традицией художник создает сбалансированную композицию, основанную на контрастах: геометрическая вертикальность мачт, поднятых на различные высоты, компенсирует плавность облаков; темные тона судов выделяются на фоне яркого неба и блестящей воды, а свободное изображение неба контрастирует с точной проработкой парусников.
Работа выполнена на основе акварельных зарисовок с натуры. Хорошо видно, что работа наполнена атмосферой и светом будущих французских импрессионистов.
6. Роттердам в свете луны (Йохан Йонгкинд)
Johan Barthold Jongkind (Dutch, 1819–1891)
Rotterdam in the Moonlight, 1881
Oil on canvas, 34 × 46 cm
Rijks Museum (Amsterdam, Netherlands)
Вид на канал в Роттердаме в лунном свете, прорывающимся сквозь облака. крупных парусников и маленьких лодок. Вдали виднеется силуэт собора.
Парусники Будена и Моне
Вместе с Эженом Буденом Йохан Йонгкинд привнес новый стиль в живопись морских побережий. По содержанию, палитре и технике работы этих двух опытных мастеров сыграли важную роль в развитии импрессионизма. Хотя оба писали свои последние картины в студии, и Буден и Йонгкинд всегда стремились сохранить свежесть пленэра в своих работах.
7. Суда в гавани (Эжен Буден)
Ships in Harbor
Eugène Louis Boudin (French, 1825–1898)
1870
Oil on panel, 9 3/4 x 14 inches
Музей искусств Хай, Атланта (High Museum of Art, Atlanta)
8. Корабли на Сене в Руане (Клод Моне)
Внимание Йонгкинда к изображению атмосферы и света впоследствии повлияла на становление Клода Моне, который приписал Йонгкинду «окончательное формирование и воспитание» своего художественного глаза. Сразу заметно, как ярко заблестели краски у Клода Моне.
Claude Monet (French, 1840 — 1926)
Ships Riding on the Seine at Rouen
1872/1873
oil on canvas, 37.7 x 46 cm
National Gallery of Art, Washington (USA)
Добавить комментарий