После европейской поездки, под впечатлением французских импрессионистов и постимпрессионистов, Игорь Грабарь (1871-1960) создал целую серию натюрмортов, напоминающих по технике исполнения импрессионизм. Среди этих натюрмортов одним из самых известных является «Хризантемы». Картина находится в Третьяковской Галерее.
«Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», – писал Грабарь. Действительно, на полотне изображены роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца Ноева. Говорят, что за эту картину Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой еще не получал за свои произведения.
Однако не хризантемы притягивают мой взгляд в этой работе художника. Больше всего впечатляет граненый стакан на первом плане, от которого остались кажется одни грани.
Мастерское, убедительное изображение прозрачного стекла, но только, если смотреть на картину издали (метров с трех). По мере приближения стакан постепенно исчезает и растворяется в воздухе, превращаясь в мельчайшие пушистые мазки самых разных цветов. Это и есть импрессионизм.
Давайте подойдем к картине вместе:
Здесь еще видим абсолютно объемное, прозрачное стекло с бликами и рефлексами.
Здесь еще видим стакан, но он уже плоский и непрозрачный.
И вот, как выглядит стакан глазами художника, когда он его рисует. Хаотические, энергичные мазки формируют махровые перламутровые грани, стекло практически исчезло. Особенно поражает тщательная многоцветная прорисовка донышка стакана. Мерцающая палитра сотен мазков кисти — импрессионизм «чистой воды». Осталась только субстанция стакана.
Так выглядит картина в полном размере. Все предметы кажутся «мохнатыми». Вблизи рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней. При отдалении картина наполняется нежными перламутровыми переливами. Ярко — желтые хризантемы в падающих на них голубоватых рефлексах изменяют свой цвет, кажутся зеленоватыми.
Грабарь еще не раз использовал технику исчезающих граней стакана в натюрмортах, например, в работе «Неприбранный стол» (1907). Но пустой граненый стакан в «Хризантемах» остается для меня непревзойденным шедевром передачи эффекта прозрачного стекла в стиле импрессионизма.
Николь
Картина «Хризантемы» напомнила мне о подсолнухах Ван Гога в сочетании с картинами Моне. Граненый стакан я заметила не сразу, вернее моя ассоциация с Моне была настолько сильной, что я увидела кувшинки Моне на столе вместо граненых стаканов и в первые секунды не могла понять, на чем стоят вазы с хризантемами и уж не отражение ли это в воде. Каждый сам ответит на вопрос, хорошо ли, когда видишь работы других авторов в картине.
Жанна
Именно это меня и восхищает в импрессионизме: всю картину можно увидеть только на расстоянии. Чем ближе подходишь, тем быстрее рисунок рассыпается на отдельные мазки, и вблизи уже невозможно понять, что же изображено.
И тем больше впечатляет мастерство художника, который создаёт этот образ тысячами мазков. Это ведь нужно настолько чётко представлять всю картину, понимая значение каждого мазка. От этого дух захватывает.