Петров-Водкин восхищает меня не «Купанием красного коня» из школьного учебника, а натюрмортами. А главный герой его натюрмортов — граненый стакан!
Именно этот пролетарский предмет из прочного стекла вновь и вновь появляется в центре композиции и буквально магнитом притягивает ваше внимание. Художник любовно преломляет в его гранях окружающие предметы (особенно убедительно преломляются чайные ложки) и легко создает иллюзию трехмерности и наполненности.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939) был известным символистом и любил всяческие многослойные намеки и аллюзии в своих работах.
Вот и его граненый стакан: с одной стороны отсылает нас к веселой и необычной фамилии самого художника (разумеется, исходя из популярного предназначения этого стеклянного сосуда на Руси), а с другой — символизирует незаурядную «многогранность» творчества Петрова-Водкина: художника и писателя, самоучки и теоретика, иконописца и модерниста.
Наконец, художник оставил российским зрителям немой и закономерный вопрос, что же было налито в его — вода или все-таки крепкий пролетарский напиток? Жаль, что мы уже не узнаем.
Многогранные натюрморты Петрова-Водкина
В этом очерке собраны 12 натюрмортов со стаканом, которые художник написал с 1918 по 1938 годы. Наслаждайтесь.
-
Петров-Водкин — Розовый натюрморт. Ветка яблони, 1918 (Государственная Третьяковская Галерея)
Художник обратился к жанру натюрморта с началом революции. «Розовый натюрморт. Ветка яблони» — это первый натюрморт с граненым стаканом, который художник написал в 1918 году в период военного коммунизма, когда голод и разруха отодвинули в живописи привычные социальные мотивы.
Скорее всего, художник обратился к жанру натюрморта от безысходности. Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска. Постепенно Петров-Водкин «втянулся» и стал (по-моему мнению) не только одним из величайших мастеров натюрморта за всю историю российской живописи, но и прочно занял свою почетную нишу в мировой табели этого жанра.
И если в яблоках он вплотную приблизился к мастерству Сезанна (пожалуй, об этом заочном яблочном соревновании двух талантов стоит написать отдельный пост), то в граненых стаканах он безусловный №1 в мире (об этом читайте бонус-пост в конце очерка).
-
Петров-Водкин — Утренний натюрморт, 1918 (Государственный Русский Музей)
Скромный завтрак эпохи военного коммунизма — два яйца и чай. В этой работе граненый стакан соревнуется в искривлении пространства с граненым же никелированным чайником, который при внимательном рассмотрении оказывается изящным, настольным самоваром (снятая труба лежит на столе слева).
И если стакан классически преломляет чайную ложечку, то самовар отражает несколько загадок. Там, где отражается яйцо, по идее, должны были бы отражаться цветы. Отражение второго яйца вообще пропало (наверное, это символ того, что оно уже съедено и поэтому не отражается?). Кажется, что голодный пес смотрит на вас, но скорее всего он завидует домашнему коту, отражение которого угадывается в верхней части чайника. Зависть пса можно понять, ведь кот находится гораздо ближе к заветному яйцу.
-
Петров-Водкин — Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией, 1924 (Частная коллекция)
Во время первых экспериментов Петрова-Водкина со стаканом вождь мирового пролетариата также не оставлял этот предмет без внимания. Правда, он использовал его для каких-то заумных политических споров с троцкистами.
«Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствовании» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания» — писал В.И.Ленин в 1924 году.
-
Петров-Водкин — Черемуха в стакане, 1932 (Государственный Русский Музей)
Петров-Водкин умело располагает блестящий стакан в «центре гравитации» картины и применяет свой фирменный прием «сферической перспективы», заставляя нас рассматривать натюрморт с разных сторон: сверху, сбоку, справа и слева. Дальние предметы изображены, как ближние и наоборот. Все основные линии на холсте не вертикальные и горизонтальные, а наклонные, веером сходящиеся к центру. Мы как-будто парим над столом, находясь внутри сферы картины. Петров-Водкин часто использовал этот любимый прием русских иконописцев.
«Я ищу живую видимость. Мне важно двуглазье, которое уширяет пространство. У меня нет механического, фронтального смотрения, которого требует итальянская перспектива. Сферичность я не строю. Я работаю… над живым смотрением» — писал художник в своей книге «Пространство Эвклида».
-
Петров-Водкин — За самоваром, 1926 (Государственный Русский Музей)
-
Петров-Водкин — Натюрморт с чернильницей, 1934 (Государственный Русский Музей)
-
Петров-Водкин — Натюрморт с розами, 1922 (Киевская Картинная Галерея, Украина)
-
Петров-Водкин — Натюрморт с письмами, 1925 (Частная коллекция)
Видно, что вначале художник изобразил на столе два буржуазных бокала с вином. Потом вовремя вспомнил, какие времена на дворе и заменил их на скромный пролетарский стакан с непонятной жидкостью самогонного цвета.
-
Петров-Водкин — Фрукты, 1934 (Симферопольский Художественный Музей)
Стакан у Петрова-Водкина играет важную роль и живет на холсте самостоятельной жизнью. Наполненный наполовину или же наполовину пустой (это зависит от вашего настроения), он придает текучесть застывшему натюрморту и усиливает матовые цвета твердых предметов блеском прозрачной жидкости.
«Натюрморты — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту. Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой… В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, – в этом основное требование натюрморта».
К.Петров-Водкин. («Пространство Эвклида»).
-
Петров-Водкин — Натюрморт на зеленом фоне, 1924 (Севастопольский художественный музей)
-
Петров-Водкин — Натюрморт с самоваром, 1932 (Саратовский Художественный Музей им. Радищева)
Этот натюрморт с самоваром недавно обнаружили в запасниках Саратовского музея и до сих пор искусствоведы спорят о подлинности работы. Не знаю, как самовар, но граненый стакан написан с фирменным почерком художника.
-
Петров-Водкин — Виноград, 1938 (Государственный Русский Музей)
Граненый стакан отражает блики далекого солнца за окном и таким образом является дополнительным источником света на столе.
Стакан превращает натюрморты Петрова-Водкина из «мертвой природы» (nature morte) в «застывшую жизнь» … (still life). А какое прекрасное яблоко! Безупречное творение природы на фоне грубого изделия человеческих рук.
Бонус-пост. Краткая история эволюции граненого стакана в живописи
Петров-Водкин, конечно, не первый мастер «стаканного» жанра.
Различные сосуды из стекла (вазы, кубки, рюмки, бокалы, стаканы) всегда были и остаются популярными элементами композиции в натюрморте.
Начало положили «великие фламандцы» 17 века, которые любили изображать античный «рёмер» (что означает «римский») — кубок на высокой ножке, который вмещает ровно 250 мл вина. Тщательно прорисованный рёмер Виллема Клаеса Хеды поражает идеальной гладкостью и прозрачностью.
- Виллем Клас Хеда (Willem Claeszoon Heda) — Натюрморт с устрицами, рёмером и лимоном, 1634 (Museum Boijmans, Rotterdam)
- Виллем Клас Хеда (Willem Claeszoon Heda) — Натюрморт (Private Collection)
В 18 веке французский реалист Жан Шарден уже изображал полноценные стаканы с легким намеком на их огранку.
Говорят, что первые граненые стаканы появились при Петре Первом, который наладил их производство для флота (гранёный стакан якобы не скатывался со стола при качке).
- Жан Шарден (Jean Baptiste Simeon Chardin) — Water Glass and Jug, 1760 (Museum of Art, Carnegie Institute, Pittsburgh)
- Жан Шарден (Jean Siméon) — Корзина с земляникой, 1761 (Private Collection)
До настоящей живописи на Руси в петровские времена было еще далеко и граненые стаканы вначале попали на холсты импрессионистов Анри Фантен-Латура и Эдуарда Мане. Если стакан Фантен-Латура достаточно убедителен, то Мане изобразил какой-то стеклянный сосуд непонятного предназначения.
- Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour) — Натюрморт со стеклянным кувшином, фруктами и цветами, 1861 (Лондон, Национальная галерея)
- Эдуард Мане (Edouard Manet) — Натюрморт с фруктами на столе, 1864 (фрагмент)
Затем подключились экспрессионисты Поль Сезанн и Винсент Ван Гог.
У Сезанна граненый стакан все еще скромно прячется за яблоками. Но зато какие у Сезанна яблоки! За эти яблоки сейчас платят по сто миллионов долларов на аукционах. А вот Петров-Водкин рисовал яблоки, которые ему присылала посылками мама из родного Хвалынска Саратовской губернии в голодные годы военного коммунизма. И в отличие от состоятельного Сезанна, голодный Кузьма Сергеевич с удовольствием съедал яблоки сразу после окончания работы над картиной.
- Поль Сезанн анн (Paul Сezanne) — Still Life with Apples and a Glass of Wine, 1877-79
- Поль Сезанн (Paul Сezanne) — Still Life with Open Drawer, 1877-79
Винсент Ван Гог мог бы достойно поспорить с Петровым-Водкиным за лидерство в стаканной живописи! Во-первых, жил всю жизнь в пролетарской нищете и от безысходности тоже часто рисовал самую дешевую натуру — свой стол с со скромной утварью и скудными продуктами. Во-вторых, часто и много пил абсент.
Но не дотянул — переборщил с цветами. Наши люди цветы в стакан не ставят! А дешевый абсент Ван Гог предпочитал пить из рюмок.
- Винсент Ван Гог — Цветущая ветка миндаля в стакане и книга, 1888 (Private Collection)
- Винсент Ван Гог — Веточка цветущего миндаля в стакане, 1888 (Van Gogh Museum, Amsterdam)
- Винсент Ван Гог — Стакан с розами, 1886 ( Van Gogh Museum, Amsterdam)
- Винсент Ван Гог — Натюрморт со стаканом с абсентом и кувшином, 1887 (Van Gogh Museum, Amsterdam)
Только в 1905 году первый полноценный отечественный граненый стакан решился изобразить импрессионист Игорь Грабарь (пост на эту тему читайте здесь.) Он состоит из одних бликов и буквально растворен в воздухе. А вот зеленый стакан Константина Коровина ничем не примечателен — второстепенная деталь натюрморта.
- Игорь Грабарь — Хризантемы, 1905 (Третьяковская Галерея) фрагмент
- Константин Коровин — Сирень, 1915 (фрагмент)
И вот, наконец, Кузьма Петров-Водкин потеснил всех, выдав целую серию тяжелых и грубых пролетарских стаканов. Настоящий «стакановец» 20-го века!
Почин подхватил фовист Анри Матисс. Он упростил форму стакана донельзя превратив его во что-то бесформенное и передал эстафету кубисту Жоржу Браку, который восстановил форму стакана, но не смог решиться на грани. Больше граненый стакан в натюрмортах великих замечен не был. Эволюция завершилась.
- Анри Матисс (Henri Matisse) — Натюрморт, 1917 (Private Collection)
- Жорж Брак (Georges Braque) — Натюрморт с лимонами, 1960
Катерина
отличная подборка. Спасибо! По красоте света-тени-бликов граненому стакану нет равных)
safiullin
Спасибо. Рад, что понравилось.
Нина
Интересная, обширная информация. Любой искусствовед позавидует. А хорошо было, бы и добавить о Вере Мухиной-
о дизайнере гранённого стакана.
safiullin
Говорят , что дизайн стакана Мухиной скорее всего легенда..
Olga
Замечательная публикация! Узнала любимого художника еще с одной стороны. Спасибо! Успехов!
safiullin
Ольга — рад, что вам понравились граненые стаканы!