Главная » Блог » Гора Святой Виктории своими глазами. Часть 6.

Гора Святой Виктории своими глазами. Часть 6.

С внутренним трепетом я встал на то самое место на холме Лов, с которого Поль Сезанн нарисовал десятки знаменитых пейзажей с горой Сент-Виктуар.

Пейзажи природы Сезанн гора Сент Виктуар Альберт Сафиуллин
Гора Сент-Виктуар — вид с холма Лов в сентябре

Глядя на прекрасную и величественную Святую Викторию, я вдруг понял одну из главных проблем пейзажного искусства. Чтобы правильно оценить работу художника зрителю обязательно нужно увидеть своими глазами оригинал того объекта природы, который изображен на пейзаже.

Сезанн гора Святой Виктории пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Гора Сент-Виктуар — вид с холма Лов. Прованс в сентябре.

Эта большая сосна видела Сезанна.

Пейзажи природы Поль Сезанн картины гора Сент Викутар Альберт Сафиуллин
Сосны Сезанна на холме Лов (Прованс в сентябре)

Предыдущий пост о Сезанне и Сент-Виктуар читайте здесь.

Этот обзор посвящен четвертому и заключительному периоду в творчестве художника — синтетическому. В девяностые годы и нулевые годы Сезанн использует все навыки и приемы, наработанные им за всю предыдущую жизнь. Это уже не реализм, не импрессионизм и не конструктивизм. Именно в эти годы художник заложил фундамент нового художественного пространства для современного искусства ХХ века.

Одна из задач данного исследования — наглядно показать трансформацию художественных приемов Сезанна на примере одного неизменного сюжета: горы Сент-Виктуар в Провансе. В следующих 12 работах художник постепенно уводит нас в небывалое для того времени пространство кубизма, предвосхищая триумф Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Сезанн и гора Сент-Виктуар — работы № 62-73

Работа № 62

Заболев сахарным диабетом, когда художнику  стало трудно носить тяжелые краски и предметы, он все чаще обращается к акварели, которую одно время забросил. К концу своего творчества Поль Сезанн научился работать быстро и безошибочно, что особенно важно для акварели, не терпящей переработки в отличие от работы с маслом. Кроме того, это больше соответствовало его порывистому и вспыльчивому характеру.

Сезанн рисунок Гора Сент-Виктуар пейзажи природы Сафиуллин акварель 1902
Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар (акварель) -1902 (Museum of Modern Art, New York, USA)

Работа № 63

Знаменитые «Купальщики» на фоне горы Сент-Виктуар.

Сезанн картина Купальщики Сент Виктуар 1902 пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн- Bathers. Mont Sainte-Victoire in the Background-1902

Работа № 64

Виды с горой становятся все более лаконичными, из них устраняются несущественные детали и лишнее мельтешение. Остается только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.

Сезанн картина Sainte Victoire Lauves 1906 пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — Sainte-Victoire vue de la colline des Lauves, 1902-1906 (Zurich Kunstmuseum)

Работа № 65

«…Поль Сезанн шел медленно, очень медленно, всматриваясь и вдумываясь в то, что видел перед собой. Ни одного лишнего мазка, ни одной лишней детали, все было тщательно продумано и пригнано. Те, кто в поздний период наблюдал за работой мастера, говорили, что он мог часами наблюдать, а потом сделать только один мазок и снова погружаться в то, что было перед ним….

Сезанн рисунок Вид на гору Сент-Виктуар пейзажи природы Сафиуллин акварель
Поль Сезанн — Вид на гору Сент-Виктуар из Les Lauves (акварель) -1903

…Изменения в его манере становятся заметными только спустя многие годы после наступления очередного этапа. Даже искусствоведы затрудняются иногда отнести ту или иную его картину к конкретному году и периоду, настолько медленными были изменения в его художественной манере, настолько медленно он шел….» (Тина Гай)

Работа № 66

Иногда мне кажется, что Сезанн просто складывает картину из кусочков мозаики.

Сезанн картина Sainte Victoire Lauves 1904 пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — Sainte-Victoire vue de la colline des Lauves — 1904-06 (Basel Kunstmuseum)

Работа № 67

Его акварели восхитительно легки, точны и прозрачны. Он часто не закрашивает бумагу, оставляя белые пятна, которые смотрятся как единое целое, усиливая эффект прозрачности рисунка.

Сезанн Cezanne акварель Sainte Victoire пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Сезанн — Mont Sainte-Victoire from Les Lauves, акварель, 1900-1906

Работа № 68

Одна из распространенных теорий, объясняющих любовь Сезанна к этому пейзажу, апеллирует к уникальной игре солнечного света на склонах горы: яркое солнце Прованса, положение и цвет горы в разных сочетаниях дают совершенно разные оттенки. Сент-Виктуар умеет быть сурово-черной, нежно-розовой или беззаботно-сиреневой.

Сезанн La Montagne Sainte Victoire пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire -1897 (Detroit, Institute of Art, USA)

Работа № 69

Сезанн картина La Montagne Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire -1904

Работа № 70 

Сезанн рисунок Mont Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин акварель 1904
Поль Сезанн — Mont Sainte-Victoire (акварель) -1904 (Metropolitan Museum of Art)

Работа № 71

“Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, — писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты. 

Сезанн картина La Montagne Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин Lauves 1902
Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves, 1902–06 (Philadelphie, Collection Annenberg)

При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто находишься внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Работа № 72

«…Пытаясь как можно точнее изобразить то, что видел, он сам становился частью своих картин, словно помещаясь в центр и показывая зрителю предметы с разных сторон одновременно: то снизу, то сверху, то сбоку. Этот прием потом возьмет на вооружение Пикассо…» (Тина Гай)

Сезанн картина La Montagne Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин Lauves 1902
Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves -1902–06 (Kansas City, Rockhill, Nelson, Atkins Museum)

Работа № 73

Из сочетания красных, желтых, пурпурных и синих оттенков рождается гора, под кистью Сезанна цвета словно превращаются один в другой. Мастерски используя игру света и тени, художник создает нечто материальное. Он не передает реального изображения, а лишь использует необходимые для целостной картины формы и краски пейзажа.

Разбитие изображения на простые геометрические составляющие и перемена настоящего цвета на собственно ощущаемый в поздних работах Сезанна предопределили будущее развитие кубизма и фовизма.

Сезанн картина La Montagne Sainte-Victoire пейзажи природы Сафиуллин
Поль Сезанн -La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves-1904-06 (Pearlman Foundation)

«Чистый рисунок, – писал Сезанн, – это абстракция. Рисунок и цвет неразделимы. Верный тон сразу дает цвет и рельеф. Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Контрасты и соответствие тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки».

(Продолжение следует)

Подписаться Альберт Сафиуллин:
Любознательный москвич. Художник-пейзажист. Любитель истории, научной публицистики и рыбалки. Интересуюсь эволюцией человека. Люблю путешествовать и созерцать природу.
Самые свежие посты от

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *