С внутренним трепетом я встал на то самое место на холме Лов, с которого Поль Сезанн нарисовал десятки знаменитых пейзажей с горой Сент-Виктуар.
Глядя на прекрасную и величественную Святую Викторию, я вдруг понял одну из главных проблем пейзажного искусства. Чтобы правильно оценить работу художника зрителю обязательно нужно увидеть своими глазами оригинал того объекта природы, который изображен на пейзаже.
Эта большая сосна видела Сезанна.
Предыдущий пост о Сезанне и Сент-Виктуар читайте здесь.
Этот обзор посвящен четвертому и заключительному периоду в творчестве художника — синтетическому. В девяностые годы и нулевые годы Сезанн использует все навыки и приемы, наработанные им за всю предыдущую жизнь. Это уже не реализм, не импрессионизм и не конструктивизм. Именно в эти годы художник заложил фундамент нового художественного пространства для современного искусства ХХ века.
Одна из задач данного исследования — наглядно показать трансформацию художественных приемов Сезанна на примере одного неизменного сюжета: горы Сент-Виктуар в Провансе. В следующих 12 работах художник постепенно уводит нас в небывалое для того времени пространство кубизма, предвосхищая триумф Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
Сезанн и гора Сент-Виктуар — работы № 62-73
Работа № 62
Заболев сахарным диабетом, когда художнику стало трудно носить тяжелые краски и предметы, он все чаще обращается к акварели, которую одно время забросил. К концу своего творчества Поль Сезанн научился работать быстро и безошибочно, что особенно важно для акварели, не терпящей переработки в отличие от работы с маслом. Кроме того, это больше соответствовало его порывистому и вспыльчивому характеру.
Работа № 63
Знаменитые «Купальщики» на фоне горы Сент-Виктуар.
Работа № 64
Виды с горой становятся все более лаконичными, из них устраняются несущественные детали и лишнее мельтешение. Остается только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.
Работа № 65
«…Поль Сезанн шел медленно, очень медленно, всматриваясь и вдумываясь в то, что видел перед собой. Ни одного лишнего мазка, ни одной лишней детали, все было тщательно продумано и пригнано. Те, кто в поздний период наблюдал за работой мастера, говорили, что он мог часами наблюдать, а потом сделать только один мазок и снова погружаться в то, что было перед ним….
…Изменения в его манере становятся заметными только спустя многие годы после наступления очередного этапа. Даже искусствоведы затрудняются иногда отнести ту или иную его картину к конкретному году и периоду, настолько медленными были изменения в его художественной манере, настолько медленно он шел….» (Тина Гай)
Работа № 66
Иногда мне кажется, что Сезанн просто складывает картину из кусочков мозаики.
Работа № 67
Его акварели восхитительно легки, точны и прозрачны. Он часто не закрашивает бумагу, оставляя белые пятна, которые смотрятся как единое целое, усиливая эффект прозрачности рисунка.
Работа № 68
Одна из распространенных теорий, объясняющих любовь Сезанна к этому пейзажу, апеллирует к уникальной игре солнечного света на склонах горы: яркое солнце Прованса, положение и цвет горы в разных сочетаниях дают совершенно разные оттенки. Сент-Виктуар умеет быть сурово-черной, нежно-розовой или беззаботно-сиреневой.
Работа № 69
Работа № 70
Работа № 71
“Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, — писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты.
При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто находишься внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.
Работа № 72
«…Пытаясь как можно точнее изобразить то, что видел, он сам становился частью своих картин, словно помещаясь в центр и показывая зрителю предметы с разных сторон одновременно: то снизу, то сверху, то сбоку. Этот прием потом возьмет на вооружение Пикассо…» (Тина Гай)
Работа № 73
Из сочетания красных, желтых, пурпурных и синих оттенков рождается гора, под кистью Сезанна цвета словно превращаются один в другой. Мастерски используя игру света и тени, художник создает нечто материальное. Он не передает реального изображения, а лишь использует необходимые для целостной картины формы и краски пейзажа.
Разбитие изображения на простые геометрические составляющие и перемена настоящего цвета на собственно ощущаемый в поздних работах Сезанна предопределили будущее развитие кубизма и фовизма.
«Чистый рисунок, – писал Сезанн, – это абстракция. Рисунок и цвет неразделимы. Верный тон сразу дает цвет и рельеф. Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Контрасты и соответствие тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки».
(Продолжение следует)
Добавить комментарий