Знакомство с творчеством британского художника Джона Констебля вызвало мой интерес к собору в Солсбери. Если вам еще не повезло увидеть воочию знаменитый 123-метровый шпиль собора Девы Марии, не падайте духом, потерю можно (частично) восполнить с помощью прекрасных пейзажей этого классика британской романтической живописи 19 века.
Констебл (или Констэбль) часто посещал Солсбери и посвятил местному собору десятки картин и этюдов, изображая его с разных ракурсов и в разных погодных условиях. Думаю, нет другого художника в мире, кто бы уделил этому собору столько внимания.
В свою очередь, собор спонтанно вызвал интерес к истории города Солсбери. Погрузился немного в эту комплексную тему и вот после обработки лавины гипертекстов в сети и на фоне хайпа вокруг собора в Солсбери, в голове переплелись разные мысли на стыке истории, архитектуры и живописи, с которыми спешу поделиться здесь.
Джон Констебл в Солсбери
Тесная связь Констебля с городом Солсбери возникла и затем постоянно развивалась благодаря дружеским отношениям с епископом Солсбери Джоном Фишером и его племянником — архидиаконом (также Джоном) Фишером, которые были покровителями художника.
С 1811 года Констебль регулярно посещал семью Фишеров в Солсбери и в течение почти двадцати лет создал здесь значительную серию работ с видом на город и его окрестности. Особенно часто художник изображал так называемый «клоуз» (The Close) — историческую территорию, непосредственно примыкающую к собору и являющуюся собственностью собора.
Именно в районе Close, где жили оба Фишера, в 1820-х годах Констебл написал несколько первых этюдов средних размеров с видом на собор Солсбери из епископского сада. Две работы сегодня хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
1. Salisbury Cathedral from the Close
«Вид на собор в Солсбери из района Клоуз»
John Constable (1776–1837)
Масло, холст, 25.1 x 30.2 cm, 1820
Victoria and Albert Museum (Лондон)
2. Salisbury Cathedral from the South-West
«Вид на собор в Солсбери с юго-запада»
John Constable (1776–1837)
Масло, холст, 25.1 х 30.2 cm, 1820
Victoria and Albert Museum (Лондон)
А теперь самое время сказать пару слов о истории.
3. Начальная история города Сарум и собора Девы Марии
Несмотря на невероятный интерес к собору в последние годы, кажется, что россияне практически не обращали на него внимание последние 800 лет.
Что я сам мог припомнить при слове Солсбери еще пару лет назад? Пожалуй, только что-то из школьного времени: альбом 1971 года «Salisbury» рок-группы «Uriah Heep» (наши школьные рок-кумиры, знаменитая баллада Lady in Black) и город Солсбери, но не в Британии, а в ее африканской колонии — Южной Родезии (из школьного увлечения географией и филателией, марки — «колонии» по рублю за штуку).
Солсбери — Сарум
Солсбери (или Сарум — старое латинизированное название Солсбери) развивался схожим для многих современных английских городов путем: сначала неолитическая стоянка каменного века (в случае с Солсбери — это знаменитый Стоунхендж!), затем кельтский «оппидум«, затем «каструм» очередного римского легиона, затем укрепленный «бург» англов и саксов, затем военный «форт» датских/норвежских викингов, затем квадратный каменный «шелл-кип» норманнов Вильгельма Завоевателя.
Здесь пора применить синхронистический метод историка Льва Гумилева и вспомнить о Киевской Руси — обнаруживаются неожиданные и причудливые параллели.
Практически одновременно во второй половине IX века два отряда скандинавских викингов приступили к завоеванию и обретению новой родины. Одни двинулись на запад, а другие на восток. И те и другие говорили на одном языке.
Дружина Рольфа «Пешехода» с 886 года начала планомерно разорять земли франков в низовьях Сены. В 911 году «Пешеход» (Роллон — как его называли франки) фактически завоевал Нормандию и получил наследственное право на герцогство из рук императора франков.
Другой отряд викингов под командой Хельги «Святого» в 882 году начал завоевание неизведанных земель на юг от Ладоги и Новгорода. К 912 году Хельги (Олег — как его называли славянские племена) поставил под контроль огромные территории вдоль речного пути «из варяг в греки» с центром в Киеве и возложил дань на Византийскую империю.
Если норманны Рольфа «Пешехода» в следующие два века сохраняли скандинавскую склонность к морских побережьям и завоевали в основном острова: сначала Сицилию, затем Британию, то гребцы-русы Хельги «Святого» изменили морским традициям и расширяли свои владения вдоль бесчисленных рек вглубь лесной Евразии, обкладывая данью все попадавшиеся по пути племена пока окончательно не остановились на границах Великой Степи. И соседство с Великой Степью стало для рюриковичей роковым.
Первый собор в Саруме
Вернемся в Солсбери, где в 1092 году Вильгельм Завоеватель (прапрапраправнук Рольфа «Пешехода») заложил первый собор Девы Марии, то есть как раз тогда, когда на Киевскую Русь потомков Хельги «Святого» совершали очередное опустошительное вторжение половецкие ханы Боняк и Тугоркан.
Надо сказать, что к этому моменту Рюриковичи тоже успели построить на Руси три величественных каменных храма Святой Софии — в Киеве, Новгороде и Полоцке, то есть по одному храму на территории будущей Украины, России и Беларуси. Но кочевники Великой Степи и нарастающая междоусобица постепенно заставили рюриковичей забыть про строительство крупных каменных сооружений.
В начале XIII века горожане Сарума решили построить новый собор за пределами города. По преданию епископ со стен крепости пустил стрелу куда придется дабы построить собор там, где она упадет — до боли знакомый прием из русских сказок. Как известно, в XIII веке самые сильные луки в мире были у англичан (помните Робин Гуда!) и монголов (о них чуть позже), но никто не ожидал, что стрела упадет аж в трех километрах от крепости. Оказалось, что стрела ранила оленя, а тот пробежал целых три километра, пока не упал замертво.
Второй собор в Новом Саруме
На месте падения стрелы в 1220 году был заложен новый солсберийский собор, тот который мы видим на картинах Джона Констебла. В этом же году родился очередной рюрикович — Александр Невский, а на Руси еще никто не предполагал, что через три года на реке Калке объединенное русско-половецкое войско (русичи и половцы уже успели породниться) будет полностью разгромлено монгольским корпусом Джэбэ-нойона и Субедея-багатура.
Огромный готический собор Девы Марии построили чрезвычайно быстро — всего за 38 лет, но как раз за эти 38 лет Киевская Русь после нескольких вторжений монголов исчезла с политической карты и стала частью улуса Золотая Орда Монгольской империи, а Александр Невский в лучших традициях рюриковичей быстро породнился с Батыем.
Тут надо отметить, что даже, если бы тогдашний английский король Генрих III исключительно по дипломатическим соображениям пригласил бы великого князя Александра Невского поучаствовать в торжествах освящения нового храма Девы Марии в Солсбери, то последний совершенно никак не смог бы этого сделать.
Дело в том, что Александр Невский в 1258 году находился вместе с братом Андреем с деловым визитом в Сарае, куда был вызван новым наместником Золотой Орды — чингизидом Улагчи для очередного получения ярлыка на великое княжение. Невский также отчитался по вопросу подготовки массовой переписи на Руси для более эффективного сбора ордынской дани. В общем, как прозорливо отметил евразийский историк Г. Вернадский, Александр Невский в это время изо всех сил «решал историческую задачу укрепления национального самосознания внутри границ».
Остается только удивляться, как виртуозно рюриковичи умудрялись собирать дань и в случае победы и в случае поражения.
Наконец, по иронии судьбы в 1081 году потомки Рольфа «Пешехода» с запада и Хельги «Святого» с востока бились друг с другом в битве при Диррахии на территории современной Албании. Норманны вторглись на Балканы, расширяя свои владения в Сицилии и Южной Италии, а наемники-варяги сражались на стороне византийского императора Алексея Комнина. Норманны победили.
Однако вернемся к живописи Констебла.
Как мы видим, первые изображения собора Констебл сделал с близкого расстояния — very close. Собор занимает почти все пространство картины. Архитектурные детали собора показаны достаточно детально, а природа и пейзаж изображены схематично.
В дальнейших работах художник будет все более отдаляться от собора, размеры собора будут уменьшаться, а окружающий пейзаж начнет играть главенствующую роль. Это хорошо видно на следующей картине
4. Salisbury Cathedral from Lower Marsh Close
«Вид на собор в Солсбери из окрестностей нижних болот»
John Constable (1776–1837)
Холст, масло, 73 x 91 cm, 1820
Washington National Gallery (USA)
Новая композиция позволяет издали гораздо лучше оценить огромные масштабы средневекового сооружения.
Найдя правильный ракурс, Джон Констебл вошел во вкус и в течение следующих 10 лет написал внушительную серию картин с видом на собор. Размеры работ становились все больше, пока не достигли знаменитого «шестифутового» размера.
Но об этом в следующий раз.
Добавить комментарий