«Я заболел как раз в тот момент, когда писал цветущий миндаль — написал Ван Гог брату. — Можешь не сомневаться, что, если бы я был в состоянии работать, я написал бы и разные другие деревья в цвету. Но мне, ей-богу, не везет — сейчас почти все они уже отцвели. Работа шла успешно, последнее свое полотно «Цветущий миндаль» — ты его увидишь — я сделал, пожалуй, лучше и тщательнее, чем все предыдущие: оно написано спокойным, более уверенным, чем обычно, мазком…»
«Цветущий миндаль» (другие названия : «Цветущие ветки миндаля», «Миндальное дерево в цвету», «Цветущее миндальное дерево» ) — картина голландского художника Винсента ван Гога, написанная им в госпитале около городка Сен-Реми-де-Прованс (Франция) в 1890 году.
Эта картина была одной из последних работ художника.
Биография картины «Цветущий миндаль»
31 января 1890 года брат Тео ван Гог написал Винсенту о рождении сына, которого назвали Винсент Виллем в честь дяди. Обрадовавшись, художник тотчас принялся за работу над подарком для малыша и родителей. По замыслу Винсента полотно должно было висеть над постелью супругов и символизировать начало новой жизни. Этим обоснован выбор сюжета полотна — ветки миндаля в южных провинциях Франции начинают цвести очень рано (еще в феврале) и являются предвестниками весны, обозначая начало новой жизни.
В Арле, куда он приехал в марте 1888 года, Ван Гог был очарован фруктовыми садами с абрикосами, персиками и сливами в цвету. Цветущие деревья неоднократно появляются на картинах художника. Картина была написана в госпитале для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс, куда Ван Гога поместили 3 мая 1889 года по требованию жителей города Арль.
Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Во время прогулок около психиатрической лечебницы Сен-Поль-де-Мусоль Ван Гог создал более ста пятидесяти пейзажей — знаменитый туристический «маршрут Ван Гога» в Сан-Реми-де-Прованс, которым мне посчастливилось пройти.
Вскоре радость от полученной новости сменится тревогой. Винсент решит, что, с появлением племянника, станет еще большей финансовой обузой для брата, который его содержит. Душевные переживания завершатся несколько месяцев спустя — самоубийством. Но пока, в солнечный февральский день 1890 года, 37-летний художник счастлив. Вся его любовь, вся его нежность — в тонких, чутких, жизнеутверждающих мазках.
Картина «Цветущий миндаль» станет любимой в семье Тео и Йоханны и на протяжение долгих лет будет висеть у них в гостиной над фортепиано. Именно они, кстати, и сохранят все (тогда никому не нужные) картины Винсента, посвящая жизнь продвижению художественного наследия своего великого мастера.
Цветовая палитра и композиция картины
Картина «Цветущий миндаль» необычна для творчества Ван Гога.
[rev_slider vangog]
Художник всегда использовал колоритную цветовую гамму и живую композицию. Данное полотно примечательно тем, что выполнено в манере несвойственной Ван Гогу, а цветовое решение достаточно ограничено.
Жёлтый цвет, который так любил Ван Гог, здесь отсутствует. Нежно-голубой фон, легкие черные акценты, молочно-розовые цветы, которые мы видим на картине сегодня, были изначально написаны насыщенным розовым цветом, но затем краски выцвели.
Бирюзовое небо выглядит ярко и беззаботно, ни одно облачко не омрачает этот прекрасный весенний день. Кажется, что ветки плывут на фоне голубого, с оттенками бирюзы, неба, и неясно, то ли зритель видит часть дерева, то ли ветки находятся в вазе, как в более ранних работах.
Практически всё пространство картины заполнено ветвями, которые подчёркнуты благодаря тёмным контурам. И в резких контурах, и в расположении веток заметно влияние японской живописи, с которой Ван Гог познакомился ещё в Париже.
В своём письме к брату Ван Гог говорил о том, что это первая его работа, которой он по праву гордится.
Марина
Для японской живописи характерно лаконичное и в то же время невероятно точное изображение, чувствование, растений. Думаю, Ван Гогу в этой картине удалось поймать эту точность линий, поэтому он ей гордился. Интересно, что картина несет и символическую нагрузку. И невероятно трогает отношение брата и его жены, видели ли они гениальность картин Винсента или просто его любили, думаю, одно без другого было бы невозможно.
Виталий
Иногда мне не совсем понятно, почему тот или иной автор в тренде, как говорится. Но с Ван Гогом такого вопроса не возникает. Что-то есть в его работах, я это признаю, не смотря на то, что его творчество мне не особо нравится. Как и другие картины Ван Гога, «Цветущий миндаль» пропитан своей историей и, не смотря на внешнюю яркость и даже радость, всё равно носит на себе трагическую печать автора. Такая своеобразная улыбка сквозь слёзы.
Вероника
Безусловно Винсент Ван Гог был весьма трогательным и внимательным, тонко чувствующий грань окружающего мира. Не только картина «Цветущего миндаля» об этом может сказать, но и всё его необыкновенное творчество. Он буквально передаёт чувства посредством картин. На его картины можно любоваться долго, и в каждый раз я замечаю что-нибудь новое. Его творчество меня вдохновлет
Юлия
Каждый раз, когда я читаю или слышу что-то про Ван Гога, я поражаюсь, насколько тяжелой была его судьба, и насколько талантлив при этом он был! Может, в самом деле, талантливы только психически нестабильные люди? Именно его судьба каждый раз наталкивает меня на эту мысль. Нам с дочкой 5 лет посчастливилось быть на выставке «Живые картины» Ван Гога, это потрясающее впечатление — и могу заверить, что даже ребенок понял, насколько эти картины красивы.
Алекс
Представляете я нашел копию этй картины в подвале вместе с кучей других картин но выбрал и забрал с собой я именно ее, конечно же я слышал об этом художнике и все такое но то что автор этой картины Ван Гог я. Не знал, но почему то я очень уверено выбрал именно эту картину, она меня потрясла просто
Елена
Почему люди, так пронзительно, так остро чувствующие красоту и умеющие передавать и сохранять это ощущение, так часто не могут адаптироваться к повседневной жизни… Красота и служение ей — это главное для них. Я этой картины не знала, вернее, раньше не обращала внимания. Она прекрасна, дышит весной и надеждой. Как жаль, что художник умер так рано. И, я думаю, нам стоит поблагодарить «жителей города Арля», ведь размеренная монастырская жизнь пошла Ван Гогу на пользу и подарила ему столько чудесных сюжетов.
Алекс
Таорчество и быт это как вода и огонь, одно гасит другое, именно плэтому творческие люди как не от мира сего и поэтому им трудно адаптироваться в мире где нужно толкаться локтями а где то кому то и в зубы дать, но есди есть деньги можно же охранников нанять))