» » » » Поль Синьяк — морские пейзажи в Сен-Тропе

Поль Синьяк — морские пейзажи в Сен-Тропе

Сен-Тропе обязан своей известностью французскому художнику Полю Синьяку.  Поль Синьяк в свою очередь обязан Сен-Тропе самыми плодотворными годами своей творческой жизни. Местные морские пейзажи возвели художника на вершину мировой живописи. Здесь он оттачивал необычную живописную технику пуантилизма. В Сен-Тропе Синьяк написал своеобразный манифест нового направления европейской живописи «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

Только посетив Сен-Тропе я осознал, что художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, Поль Синьяк был одним из интереснейших людей своего времени.

Этот пост о жизни и творчестве великого художника в одном из наиболее престижных мест отдыха в мире.

Художник Поль Синьяк Signacкартина Port Saint Tropez пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Houses in the Port Saint Tropez, 1892

Сен-Тропе — город художников

Город Сен-Тропе (Saint Tropez) настолько знаменит, что не нуждается в особом представлении. В массовом сознании уже сложился определенный образ этого элитного курорта и гламурного места: гавань, полная дорогих яхт и изысканных парусников, селебрити, очаровательная набережная, бары, бутики, светская сутолока, шоппинг, кинозвезды, виллы, богема.

Пейзажи природы Сен-Тропе порт море набережная Альберт Сафиуллин
Порт Сен-Тропе — вид на набережную. сентябрь 2015

Нужно еще добавить живописные пейзажи, пастельные краски старого города, провансальский колорит, зонтичные сосны, великолепные пляжи, яркое солнце и лазурное море.

До конца XIX века Сен-Тропе было скромным поселением рыболовов и виноделов, хотя историю свою город ведет еще с античных времен. Именем город обязан Святому Тропесу: лодку с телом римского центуриона, казненного в I веке н.э. при императоре Нероне за исповедание христианства, прибило к берегу залива, где он был погребен в специально построенном храме.

Сен-Тропе Лазурный берег морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Сен-Тропе, вид из городской крепости. Сентябрь 2015

Расположенный на востоке департамента Вар, городок Сен-Тропе в течение всего года находится в исключительных климатических условиях, благодаря чему город окружен великолепными садами, парками и лесами, а улицы украшены множеством зелени и цветов.

Удачное расположение Сен-Тропе сделало город одним из главных портов Франции, однако своей популярностью Сен-Тропе обязан прежде художникам.

В 1892 году Поль Синьяк причалил к берегу Сен-Тропе на своей яхте «Олимпия» и был так очарован городком, что приобрел здесь дом, из которого сделал студию. Позже за ним последовали и другие известные живописцы – Анри Матисс, Андре Дерен, Анри Кросс, Пьер Боннар, Альбер Марке, Крис ван Донген, Шарль Камоэн, Пабло Пикассо.

С их творчеством в Сен-Тропе я познакомился в прекрасном городском музее живописи Аннонсиад, который находится прямо на набережной (очень рекомендую).

Пейзажи природы картины Альбер Марке Порт Сен Тропе морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Альбер Марке — The Port of Saint Tropez, 1905

Под впечатлением от работ художников, в Сен-Тропе стала постепенно съезжаться аристократия со всей Франции, и город настолько им понравился, что они быстро разнесли весть об этом райском уголке. Так и возник сегодняшний элитный и гламурный Сен-Тропе.

Художники до сих пор любят Сен-Тропе. В большом множестве их можно встретить на набережной и на площади Лис, где они выставляют на продажу свои картины.

Художник Алексей Наумов картина Сен-Тропе пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Алексей Наумов — Сен-Тропе, 2014 (Акрил, Холст — 90х130)

Из биографии художника — Поль Синьяк и пуантилизм

Поль Синьяк обучался архитектуре в Париже, однако в возрасте 18 лет он посетил четвертую выставку импрессионистов. Там он хотел сделать наброски с работ Дега, но Гоген выставил юношу за дверь, сказав, что «здесь не копируют». Под впечатлением от работ  Клода Моне Поль решил записаться на курсы живописи.

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра.

Жорж Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка и много времени отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу и заимствовал научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля и физика Огдена Руда.

Пейзажи природы картины Жорж Сера Channel at Gravelines море Альберт Сафиуллин
Жорж Сера — этюд The Channel at Gravelines, 1890

Главным живописным методом нового течения стал дивизионизм – система, основанная на целенаправленном разложении (разделении) сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками.

На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – пуантилизм (point — точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы.

Художник Поль Синьяк Paul Signac Порт Ла Рошель пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of La Rochelle (фрагмент)

В конце концов критик Феликс Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм,  чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники — среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.

Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка. И он написал программный труд «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», который потом стал настольной книгой для многих великих художников. К сожалению, этот текст в первый и последний раз напечатали на русском языке в далеком 1913 году. За просветительскую деятельность в живописи и популяризацию неоимпрессионизма Поль Синьяк даже получил прозвище Святой Павел.

художник Поль Синьяк Signac картины Сен Тропе закат пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. Sunset in the Pine Woods, 1896

Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ. Поль Синьяк был первым человеком, купившим картину Анри Матисса.

Сен Тропе Понш морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Сен Тропе — морской пейзаж в районе Понш, 2015

 

Из биографии художника — Поль Синьяк и Сен-Тропе

Поль Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого и рационального Жоржа Сёра. Строгая система пуантилизма сковывала эмоционального художника.Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. Жанровые сцены, изображенные Полем Синьяком в 80-90-х годах кажутся надуманными.

Зато как ему удаются морские пейзажи!

Художник Поль Синьяк Signac картина Сен Тропе Шторм пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez After the Storm, 1895

А вот это жемчужина коллекции музея Аннонсиад в Сен-Тропе  — картина «Шторм» Поля Синьяка:

художник Поль СиньякPaul Signac картина Сен Тропе Шторм пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Шторм, 1895 (Saint Tropez, Musee de l’Annonciade)

Страстный путешественник и любитель ходить под парусом, Поль Синьяк провел много времени на воде у европейских побережий, занимаясь ландшафтной живописью. Он  много экспериментировал, пользуясь не только масляными красками, но и акварелью: к его художественному наследию относятся многочисленные гравюры, литографии и наброски , созданные ручкой и чернилами при помощи мельчайших точек. Эти наброски Синьяк использовал в качестве основы для создания крупных полотен в стиле неоимпрессионизма.

Художник Поль Синьяк Signac картина Sailing Ships пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Sailing Ships, литография , 1895 (Петербург, Эрмитаж)

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье в Сен-Тропе. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Мазки кисти складывались в небольшие квадратики цвета, напоминавшие мозаичную технику.Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.

художник Поль Синьяк Signac картины Saint Tropez Calanque пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. The Calanque, 1906

На рубеже веков научно обоснованная живописная система неоимпрессонизма Поля Синьяка начинает органично перекликаться со стилем модерн (ар-нуво).

художник Поль Синьяк Paul Signac Port Saint Tropez пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of Saint Tropez,1901-02

Поль Синьяк — художник моря

Один из его первых значительных морских пейзажей — «Крест моряков» — написан в 1885 году в Сен-Бриаке, поселке на берегу моря. Картина напоминает о тех, кто нашел смерть в море. С этого места открывается наилучший вид на побережье, и Синьяк писал здесь в часы прилива и отлива. Точка зрения, композиционное решение напоминают о морских видах Моне, но в строгом соответствии горизонтальных и вертикальных акцентов чувствуется влияние Сёра. Сюжет картины, овеянный печальной романтикой, — дань мастера поэтической традиции сравнивать превратности жизни человека с игрой морской стихии.

Художник Поль Синьяк Paul Signac картина Saint-Briac Sailors's Cross пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint-Briac, The Sailors’s Cross, 1885

Исполненный в 1888 году на северо-западном побережье Франции пейзаж «Порт в Портрие» созерцательным настроением очень напоминает морские виды Жоржа Сёра. Горизонтальные линии плавно катящихся волн создают ощущение покоя. Синьяк был уверен, что горизонтальная линия на картине дает ощущение спокойствия, восходящая – радости, а нисходящая – печали.

Художник Поль Синьяк Paul Signac картина Portrieux пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Portrieux, The Swell, 1888

Синьяк в то время прилагает силы к совершенствованию гармонического строя картин. Он нумерует их, как музыкальные опусы, дает характерные подзаголовки, например, «Заходящее солнце, ловля сардин. Адажио».

Художник Поль Синьяк Paul Signac художник Sardine Fishing пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Sardine Fishing, Concarneau, Opus 221 (Adagio), 1891

За свою жизнь Поль Синьяк владел минимум 28 яхтами. Художник много путешествовал на собственных яхтах, не раз участвовал в парусных гонках и выходил победителем.

художник Поль Синьяк Paul Signac картина порт Сен Тропе пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) -The Port at Sunset. Saint Tropez, 1892

По приглашению Анри Кросса Поль Синьяк в апреле 1892 года отчалил на своей яхте из устья Сены, вошел через Атлантику в Средиземное море и обосновался в Сен-Тропе на следующие двадцать лет.

Художник Поль Синьяк Paul Signac картина Red Buoy Сен Тропе Orsay пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Red Buoy (Harbour at Saint Tropez) Musee d’Orsay, 1895

Подлинным  кумиром Синьяка в юности был Клод Моне, с любовью писавший виды Сены с парусными лодками. Вода — текучая, непостоянная, была излюбленным мотивом Моне, помогала раскрыть своеобразие его живописной манеры. Главное здесь — передача изменчивости в природе. Импрессионисты использовали прием разделения цветов, не смешивали краски на палитре, а накладывали прямо на холст мазки чистого цвета, один возле другого. Поэтому их так привлекал мотив отражения лодок, береговой зелени в подвижном зеркале вод — сама стихия разрушала четкие контуры рябью цветных пятен на сверкающей поверхности.

Художник Поль Синьяк Signac картина Saint Tropez пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez, Coup de Vent d’Est, 1895

Модное увлечение того времени — гребля и парусный спорт. Художники отдали ему своеобразную дань. Еще предшественник импрессионистов Ш. Добиньи писал виды Сены не с берега, а из специально приспособленной лодки. Построил себе скромное суденышко для работы и К. Моне. Там можно было переночевать; однажды он даже проплыл на этой лодке вместе с семьей от Парижа до Руана.

В 1883 году купил свою первую лодку и Синьяк. Двадцатилетний юноша дал ей тройное имя «Мане — Золя — Вагнер», утверждая тем самым свои идеалы в искусстве. Э. Мане — признанный вождь новой живописи, старший товарищ импрессионистов; Э. Золя — прогрессивный писатель, выступавший в их защиту; и, наконец, Р. Вагнер — знаменитый немецкий композитор, чьи художественные идеи вдохновляли многих поэтов и художников нового поколения.

художник Поль Синьяк Paul Signac Steeple Saint Tropez пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Steeple in Saint Tropez, 1896

Особенно хорошо художнику удаются наполненные воздухом и светом марины. Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков.

художник Поль Синьяк Paul Signac картина Lighthouse Сен Тропе пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — The Lighthouse. Saint Tropez, 1895

В Сен-Тропе художник построил дом. «Отсюда, — писала ученица Синьяка Л. Кутюрье, — от взора моряка не укроется приближение судна, а от взора художника не ускользнет ни драма, ни праздник на море: буря с запада, пожар заката, парус или порыв ветерка. …Чтобы понять, в каком переливающемся, текучем свете видит мир Синьяк, надо знать его мастерскую 9 на 15 метров, где он работает лицом к лицу с морем. Лазоревый свет вливается через огромный проем, съедает материальность, объемность предметов, сводя их к окрашенным пятнам на светлых стенах…

художник Поль Синьяк Signac картины Saint Tropez Calanque пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. The Calanque, 1906

…Синьяк, можно сказать, ставит свои полотна прямо на небе, пишет его оттенки и работает все время в общении с пространством».Теперь мастер не пишет картины прямо на открытом воздухе, как раньше. Он делает на месте лишь зарисовки, акварели, а живописные произведения создает в мастерской.

Поль Синьяк - Saint Tropez, The Parasol Pines at les Canoubiers, 1897 фрагмент

…Марины Синьяка полны движения — на воде искрится солнце, ветер надувает паруса, легкие корпуса яхт покачиваются на волнах. Он любил города, жизнь которых связана с морем. Непрестанно изучая эффекты освещения на воде, будучи знатоком ветров и морских течений, он создавал картины, в которых опирался на классическую традицию мастеров XVII столетия в создании эффектов захода и восхода солнца на море».

художник Поль Синьяк Paul Signac картина Сен Тропе Pointe de Bertaud пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) -Saint Tropez, the Pointe de Bertaud, 1897

Положить рядом два сильных цвета не значит создать цвет и тем более свет. Достичь максимума света и цвета можно, только соблюдая закон контраста. Цвет становится прекрасным тогда, когда он воздействует на соседний цвет, гармонизируя и успокаивая его, к их общему благу. Из этого чудесного дуэта рождается совершенная гармония… Это великий научный и философский закон контраста — и вне его нет спасенья!

(Поль Синьяк. Из дневников, 1895)

художник Поль Синьяк Paul Signac картина Quay Сен Тропе пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Поль Синьяк (Paul Signac) -The Quay Saint Tropez, 1899

(в тексте использованы материалы статьи К.Богемской «Синьяк -художник моря»)

Подписаться safiullin:

Любознательный наблюдатель. Начинающий художник-пейзажист. Любитель истории, живописи и научной публицистики. Интересуюсь эволюцией природы и человека. г. Москва

Самые свежие посты от

Один комментарий

  1. Игорь В.
    | Ответить

    Обожаю любоваться картинами, имеющими грамотные композиционные решения. Явно Ваш Поль Синьяк мастер своего дела. Всё исполнено грамотно и есть чему у него поучиться. Даже полотна с большим количеством мелких деталей не напрягают, не вынуждают взгляд растеряться, а сразу показывают свои главные объекты внимания. Такие картины нужно обязательно показывать начинающим художникам и фотографам, чтобы они с самого начала учились и делали меньше ошибок.

Оставить комментарий