Главная » Блог » Волны

Волны

Новая работа «Волны» выполнена под впечатлением от знаменитых «штормовых волн» Гюстава Курбе.

Французский художник написал около 60 картин с этим сюжетом на побережье Нормандии с 1865 по 1870 год.  Я люблю творчество Курбе и люблю Нормандию — смотрите посты о морских пейзажах Этрета здесь и здесь.

Волнующееся море всегда волнует (©). Сюжет грохочущей волны, которая накатывает прямо на зрителя, привлекал Курбе своей многослойной символичностью — это освобожденная природа, метафора жизненной борьбы, это не только насилие и разрушение, но и созидание и обновление.

Мои «Волны» были выполнены за пару часов — в стремительном стиле Курбе. За (временным) отсутствием побережья Нормандии в качестве ориентира были взяты два «волновых» пейзажа Курбе: из Франкфурта (Staedel Museum) и Токио (National Museum of Western Art).

Это уже мой третий подход к штормовому морю — предыдущие работы смотрите здесь и здесь. На лицо первые признаки серийности, но до впечатляющих размеров «волновой» серии Курбе конечно еще далеко.

«Волны»  холст на картоне, масло, 40х50, 2020

Волны Гюстава Курбе

Ги де Мопассан в одном из своих писем очень колоритно описал Курбе во время работы над «Волнами»:

«Я вышел к морю посмотреть на ураган. Разъяренный ветер гнал бушующее море на берег; тяжело катились одна за другой огромные, медленные, увенчанные пеной волны. Потом, натолкнувшись вдруг на твердый скат берега, усыпанный валунами, они выпрямлялись, выгибались дугой и обрушивались с оглушительным грохотом. А между скалами залива, кружась, вздымались ввысь пена, сорванная с гребней волн, и улетала, уносимая бурей над крышами городка в долину…

Вдруг кто-то сказал рядом со мной: «Пойдемте посмотрим на Курбе – он пишет великолепную вещь». Слова эти были обращены не ко мне, но я все-таки отправился следом, так как был немного знаком с художником. Он жил в домике, который выходил на море, упираясь в подножие крутого берега…

В большой комнате с голыми стенами тучный мужчина, засаленный и неопрятный, накладывал кухонным ножом пласты белой краски на большое пустое полотно. Время от времени он приникал лицом к стеклу окна и смотрел на бурю. Море подходило так близко, что казалось, волны ударяют в дом, окутывая его пеной и грохотом. Соленая вода хлестала в окна, подобно граду, и струилась по стенам.

На камине стояла бутылка с сидра рядом с недопитым стаканом. Время от времени Курбе подходил к камину, отпивал несколько глотков и снова возвращался к своему произведению…».

 

Подписаться Альберт Сафиулин:
Любознательный москвич. Художник-пейзажист. Любитель истории, научной публицистики и рыбалки. Интересуюсь эволюцией человека. Люблю путешествовать и созерцать природу.
Самые свежие посты от

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *