» » » » Эжен Делакруа — морские пейзажи Нормандии

Эжен Делакруа — морские пейзажи Нормандии

Несмотря на то, что пейзаж не стал ведущим жанром в творчестве Эжена Делакруа, некоторые его работы, являющиеся подлинными шедеврами пейзажной живописи, оказали влияние на поиски художников следующих поколений.

Обращаясь в видам Нормандии, Делакруа предвосхитил становление национального пейзажа Франции середины ХIХ века. А его достижения в области композиции и колорита легли в основу поисков импрессионистов.

Изображения природы всегда занимали существенное значение в его живописи, однако «чистые» пейзажи Делакруа создает, в основном, в поздний период творческого пути, начиная с 1840-х годов. Художник много путешествует по Франции, посещая такие провинции, как Нормандия, Иль-де-Франс и  Аквитания, и привозит с собой множество зарисовок.

Делакруа Delacroix акварель Cliffs морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы (Cliffs), акварель, 1835-1839 (Private Collection)

Работа акварелью занимает совершенно особое место в творчестве мастера. Исследователи часто подчеркивают влияние английских художников на становление творческого метода Делакруа  — в 1825 году художник побывал в Англии, где увидел работы Констебла и Тернера. Однако решающее значение в творчестве Делакруа акварель приобретает в поздний период, особенно во время пребывания в Нормандии.

Делакруа Delacroix Cliffs in Normandy морские пейзажи Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Cliffs in Normandy, акварель, 1849 (Musée Louvre, Paris, France)

Обращение к природе этой провинции, ее рассеянному северному свету и бескрайнему морю стало поворотным пунктом в его пейзажной живописи. Нормандские акварели демонстрируют чуткость Делакруа по отношению к особенностям местного ландшафта и правдивость их интерпретации.

Делакруа Delacroix акварель View of the Port of Dieppe морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — View of the Port of Dieppe, акварель — гуашь, 1854 (Pierpont Morgan Library, New York, USA)

Особое впечатления на него произвели грандиозные скалы в Этрета.

Скала Амон в Этрета.

Художник Делакруа Delacroix Cliffs at Etretat морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Cliffs at Etretat, акварель, 1849 (Musée Fabre, Montpellier, France)

Скала Аваль в Этрета с ее знаменитой монументальной нерукотворной аркой.

Художник Делакруа Delacroix акварель Скалы в Этрета пейзажи природы Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы в Этрета (Cliffs of Etretat), 1849, акварель и гуашь (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam, Netherlands)
Художник Делакруа Delacroix акварель d'Etretat морские пейзажи Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) — Vue des falaises d’Etretat , акварель, 19th Century (Private Collection)

Непосредственностью видения, естественностью композиции и умением передать тончайшие состояния атмосферы Делакруа предвосхищает достижения своих последователей — импрессионистов, также обращавшихся  к этому мотиву.

Художник улавливает малейшие голубоватые рефлексы от неба и моря на скалах, верно схватывая изменения в их колорите под воздействие света и влажного воздуха.

Пейзажи природы картины Эжен Делакруа Cliffs near Dieppe Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы возле Дьеппа (Cliffs near Dieppe), 1852-55 акварель (Paris, Musee Marmottan Monet)

Благодаря тончайшей тональной разработке он передает и игру открытого солнечного света на камнях и краски вечернего пейзажа. Как нельзя лучше для передачи прозрачности морских волн, разбивающихся о скалы и отливающих многочисленными оттенками и нюансами, подходит акварель с ее легким красочным слоем и просвечивающей сквозь него бумагой.

Фрагменты картины «Скалы возле Дьеппа».

Eugene Delacroix - Cliffs near Dieppe, 1852-55 акварель (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент 22 Eugene Delacroix - Cliffs ner Dieppe, 1852-55 акварель (Paris, Musee Marmottan Monet) фрагмент

Не только скалы, но и само море, величественное и безграничное, становится ведущим мотивом целого ряда произведений Делакруа. «…Море всегда было моей отрадой, — говорил он, — я могу по три или четыре часа стоять на берегу или на краю скалы, не в силах от него оторваться».

Делакруа Delacroix акварель Sunset on the Sea морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Sunset on the Sea, акварель, c.1854 (Private Collection)

Именно оно является главным «героем» самого знаменитого живописного пейзажа Делакруа «Море в Дьеппе». Композиция картины проста, линия горизонта делит ее на две почти равные части: море, изображенное в непосредственной близости от зрителя, и облачное небо.

Делакруа Delacroix картина Море в Дьеппе морские пейзажи Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Море в Дьеппе (The Sea from the Heights of Dieppe), 1852 (Лувр, Париж)

Эту работу отличает не только поразительная естественность и непредвзятость видения, но и необыкновенная сила и богатство цвета. Делакруа строит колорит на сочетании дополнительных тонов , в первую очередь глубокого синего и желтоватого, извлекая из этого контраста удивительные живописные эффекты.

«Чем сильнее противоположность, тем больше блеска» — утверждал мастер.

Делакруа Delacroix акварель Sunset on the Sea морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Sunset on the Sea, акварель, c.1854 (Albertina, Vienna, Austria)

Постоянно наблюдая за жизнью света в природе, за изменением цвета в зависимости от освещения и погодных условий, а также благодаря последним открытиям ученых в этой области Делакруа вырабатывает собственные колористические принципы. Он одним из первых заметил, что «свет, полутон, тень и рефлекс изменяют почти все вещи» (Пио Р. Палитра Делакруа, 1932).

Делакруа Delacroix акварель The Sea at Dieppe морской пейзаж Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — The Sea at Dieppe, акварель, c 1854 (Private Collection)

«В картинах Делакруа цвет каждого предмета существует в сложном колористическом контексте, включен в целостную цветовую гармонию, обогащая ее и подчиняясь ей» (Раздольская В.И. Европейское искусство ХIХ века, Классицизм, романтизм., 2005).

Делакруа Delacroix акварель Seascape морские пейзажи Альберт Сафиуллин
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Seascape, акварель, c.1854 (Private Collection)

Его открытия стали основополагающими в дальнейшем развитии французского искусства. Он намного опережает свое время не только в свободе наложения краски, но дробностью мазка предвосхищает манеру импрессионистов.

(по материалам статьи «Пейзаж в творчестве Эжена Делакруа», Ивасютина М.В.)

Подписаться safiullin:

Любознательный наблюдатель. Начинающий художник-пейзажист. Любитель истории, живописи и научной публицистики. Интересуюсь эволюцией природы и человека. г. Москва

Самые свежие посты от

2 комментариев

  1. Ольга
    | Ответить

    Раньше Делакруа мне был известен как автор героических и символических работ. Так непривычно видеть в его исполнении спокойные пейзажи после таких картин как «Свобода, ведущая народ» или «Греция на руинах Миссолунги», которые содержат в себе активный призыв к действию. Однако я заметила, что художник предпочитал морские пейзажи. Наверное, это не случайно – морская стихия за внешним спокойствием скрывает опасность.

  2. Светлана
    | Ответить

    Меня всегда вдохновляли и воодушевляли пейзажи, которые писал Эжен Делакруа. Он четко мог выразить и перенести всю атмосферу и красоту, существующую вокруг него, на холсты. Он знал, как передать настроение.. Особенно потрясают меня морские пейзажи Нормандии. От них так и веет теплом, спокойствием и свободой. Глядя на его работы, ты как будто переноситься на берег моря и чувствуешь морской бриз.. Невероятные картины…

Оставить комментарий