» » » » Дали предлагает отрезать Сезанну обе руки

Дали предлагает отрезать Сезанну обе руки

В 1948 году  Сальвадор Дали написал замечательную  книгу  «50 секретов магического мастерства». Наряду с интересными и полезными советами  о том, как рисовать, в книге есть немало критических моментов, в которых Дали  откровенно и порой жестко высказывается о творческих способностях других знаменитых  художников. «Неумолимая правдивость» этой книги раскрывает нам критическое отношение Дали к творчеству такого выдающегося постимпрессиониста,  как Поль Сезанн.

Поль Сезанн Речные берега пейзаж 1905 год
Поль Сезанн Речные берега 1905 г. холст/масло

 

Руки Сезанна

Дали пишет:

«…Для меня совершенно естественно представить, как на одну чашу весов, воздающих должное художникам, кладется капля волшебных красок, которыми писал свои полотна Вермер Делфтский, а на другую – левое ухо Ван Гога, левая рука Дали, а также внушительное количество разнообразных органов, в том числе и самых интимных, наших нескладно сложенных современных художников. И если, как я сильно подозреваю, всей срезанной плоти окажется недостаточно, чтобы уравновесить одну-единственную каплю божественных красок, следует, не колеблясь, добавить для веса две руки — они весят немало! – Поля Сезанна, поскольку он, бедняга, несмотря на поразительные и достойные  всяческого уважения  притязания «быть Пуссеном природы», другими словами  — ее великим архитектором, стал всего лишь подрядчиком строительных работ неоплатонического толка…»

Поль Сезанн пейзаж the valley of the oise 1880 год картина холст масло
Поль Сезанн Долина Уаз 1880 г. холст/масло

Ноги Сезанна

Разобравшись  с руками Сезанна, Сальвадор Дали берется за его ноги:

«…Он мечтал возвести на века  дворцы для светочей разума, а преуспел лишь в постройке жалких лачуг, где, в крайнем случае, могли найти  приют нищие приверженцы современного искусства, привыкшие ночевать под мостами, или обосноваться на пару летних эстетических сезонов прекрасная звезда импрессионизма.

Поскольку настоящая книга призвана воздать должное подлинной живописи, жестокость по отношению к современным художникам неизбежна, и несмотря на безграничное уважение к поразительному упорству Сезанна, несмотря на то, что он действительно испытывал «классицистические» муки, несмотря на благородство его устремлений, мы  нисколько не раскаиваемся , что предложили отрезать сразу обе неловкие руки художника, ибо все, что «создал» Сезанн, он вполне мог бы сотворить и при помощи ног…»

Поль Сезанн вид на Эстак пейзаж холст масло 1883 год
Поль Сезанн Вид на Эстак 1883 г. холст/масло

Яблоки Сезанна

Далее Сальвадор Дали обрушивается на знаменитые натюрморты Сезанна:

«…Последователи Сезанна возвели неумелость и недостатки метра в ранг закона и исписали километры холстов, основываясь на заблуждениях своего учителя. Заблуждения эти проистекали из безупречно честного характера Сезанна и часто были следствием его достоинств – однако заблуждения никогда не станут достоинствами! Могу себе представить глубокое разочарование мэтра их Экс-ан-Прованса, когда он словно одержимый, затрачивал столько усилий, чтобы геометрически правильно построить  на картине яблоко, но удавалось передать не объемную, а лишь вогнутую  поверхность!

И честолюбиво стремясь «сохранить цельность « своего холста, не поступаясь ничем ради обманчивой внешности, Сезанн в конце концов оказывался перед полотном, усеянным ямами! Каждое новое яблоко – еще одна яма! Как сказал бы Монтень –«нагадил в корзину и водрузил ее на голову».

Поль Сезанн Натюрморт с яблоками 1894 год
Поль Сезанн Натюрморт с яблоками 1894 г. холст/масло

 

Груши Дали

Мне не удалось найти у Сальвадора Дали яблоки, поэтому предлагаю вам самим  сравнить натюрморты  Сезанна с грушами Сальвадора Дали.

А вы видите ямы?

Сальвадор Дали Натюрморт 1922
Сальвадор Дали Натюрморт 1922 г. холст/масло

 

Сальвадор Дали Натюрморт Груши 1924 год
Сальвадор Дали Натюрморт 1924 г. холст/масло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписаться safiullin:

Любознательный наблюдатель. Начинающий художник-пейзажист. Любитель истории, живописи и научной публицистики. Интересуюсь эволюцией природы и человека. г. Москва

4 комментариев

  1. Юлия
    | Ответить

    Как в минувшие столетия, так и сейчас на поприще искусства идут дебаты о том, кто лучше, как пробиться вперед, оставив позади своих соперников и конкурентов. Как в случае Дали с Сезанном, сейчас тоже существует такая возможность возвыситься над соперником, раскритиковав его в пух и прах письменно или в устной форме. Лично я считаю, что такое поведение у людей искусства не допустимо, это нечестное соперничество.

    • Людмила
      | Ответить

      Юлия, соглашусь с вами только в одном — так быть ни в коем случае не должно! Но правда такова, что если человек хочет пробиться и выбиться вперед, то ему придется переступить через кого-то. тем или иным способом. Это безусловно нечестно, но надо признать что многие построили таким образом свою успешную жизнь. Впрочем людей не обманешь и для кого-то, тот кто остался позади, намного лучше.

  2. Елена
    | Ответить

    Редкий гений может похвастаться отсутствием скверного характера). Стремясь к совершенству, они вкладывают все свои силы-и моральные и физические, а поняв, наконец, что этот идеал непостижим — впадают в глубокую депрессию. Отсюда и склонность ко всякого рода зависимостям, отсюда и стремление найти червоточинку в таких же, ищущих совершенство, гениях. Ничего против Сезанна не имею, но яблоки вогнутые!))

  3. Ola
    | Ответить

    В части восприятия фруктов, понятно понимание Дали. Действительно, с моей точки зрения. фрукты которые писал Сальвадор Дали, объемные, живые и если можно сказать натуральные. С более тщательными переходами цвета.
    Но ведь это не фотографии, чтобы так однозначно сказать. Не думаю, что задача художника — просто передать форму и цвет. Скорее рассказать и показать свое видение мира.

Оставить комментарий